Возможно, дедушка Ленин был прав, и каждая кухарка действительно может управлять государством. Но вот каждый водитель автобуса точно не может. Эту максиму на практике доказал нынешний глава Венесуэлы Николас Мадуро. За два года правления ему не то что не удалось вывести венесуэльский автобус на автостраду развития и процветания — он сломал остатки подвески, проколол все шины, и сейчас венесуэльская демократия аккуратно вползает в кювет, рискуя вот-вот перевернуться.
Естественно, балансирующий на грани чавистский режим пытаются добить извне. Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы венесуэльский нефтяной кошелек (из которого Каракас спонсирует левые режимы Латинской Америки) перешел в руки дружественных Вашингтону лиц. И, как следствие, закрылся для персон вроде никарагуанского президента Даниэля Ортеги, лидера Боливии Эво Моралеса и других рудиментов «Левого поворота», ускорив тем самым их уход.
Однако, несмотря на заинтересованность США в уходе Мадуро, за нынешними беспорядками в Венесуэле не видны уши Вашингтона. Скорее, там все части тела самого Мадуро. Когда часть трезвомыслящих пассажиров в лице венесуэльской оппозиции выступила за смещение водителя, не желающего ни менять курс, ни нажать на тормоза, он заперся в кабинке на замок под названием «отмена референдума об импичменте». После этого у пассажиров осталось два варианта поведения: либо не покидать мест и умирать, либо пытаться взломать дверь. Умирать никому не хочется, поэтому они начинают реализацию второго сценария.
Система всеобщего транжирства
Истоки нынешних проблем Венесуэлы лежат в самых первых годах президентства предшественника Николаса Мадуро — Уго Чавеса. Он не смог выстроить на основе левой идеи устойчивую экономическую модель. Вместо этого была создана система всеобщего потребления и транжирства, которая дала сбой сразу после падения цен на нефть. В бюджете тут же образовалась дыра в 10% ВВП, которую нечем было покрывать — поскольку Уго Чавес очень специфически относился к своим обязательствам по кредитам, денег его преемнику Мадуро особо никто давать не хочет.
Однако вместо того, чтобы заниматься экономией, президент продолжил свою политику масштабного субсидирования всех импортируемых товаров массового потребления. То есть, грубо говоря, вообще почти всех позиций — Венесуэла заразилась голландской болезнью и сейчас ввозит почти все продукты питания, товары легкой промышленности и т. п.
С одной стороны, Чавеса можно понять — он опирался на беднейшие слои населения и должен был сделать все возможное, чтобы они имели возможность закупать вещи по бросовым ценам. Однако проблема в том, что субсидированием воспользовались не только бедняки, но и бизнес. В стране появилась профессиональные bachaquero (так называют муравьев, переносящих листья), которые контрабандой вывозили дешевые товары на продажу в соседние страны. Самым прибыльным товаром было, конечно, топливо. До февраля 2016 года цистерна бензина объемом 40 тысяч литров стоила по курсу черного рынка (который отличает