Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Мы возвращаемся в пятидесятые


Признание Бараком Обамой Российской армии в качестве второй по мощи после американской помимо очевидной попытки уязвить Китай означает как минимум психологическую готовность рассматривать Россию как серьезного игрока, с интересами которого придется считаться. Это существенный прогресс по сравнению с настроениями, царившими последние годы в американской власти, даже если оставить в стороне известную непоследовательность и неискренность американского президента.

Конечно, после президентских выборов в США отношения с Москвой могут еще больше обостриться: любой новый хозяин Белого дома будет доказывать, что он не Обама, не ориентированный исключительно на PR-успех временщик, а человек слова и дела. И лучшего поля для этого, чем российско-американские отношения, не существует.

Новый президент США начнет с того, что ликвидирует ситуацию межведомственных и внутриведомственных войн, которая царила в Вашингтоне в последний год. Трудно вести диалог, когда не ясно, говорит крупный политик или чиновник от себя, выражает мнение одной из групп в руководстве страны (так зачастую выглядело поведение Джона Керри) или действительно представляет США как государство. Новому президенту придется восстанавливать дисциплину в госаппарате США, что станет большим плюсом для российско-американских отношений и создаст условия для возобновления диалога.

Однако не все так просто. Сегодня в российско-американских отношениях вообще отсутствует инфраструктура для конструктивного взаимодействия.

Инфраструктура взаимодействия

Отношения между крупными самодостаточными государствами выстраиваются на четырех условных уровнях. Первый уровень — это политические контакты и неотделимая от них политическая риторика высшего уровня: обозначаются приоритеты и рамки взаимодействия, анонсируются стратегические решения. Второй — уровень дипломатических коммуникаций, касающихся текущей политики и воплощения в жизнь решений, принятых на высшем уровне. Третий — взаимодействие в рамках глобальных политических институтов, формирующее общий вектор по вопросам, выходящим за пределы двусторонних отношений. И четвертый уровень — неформальные доверительные политические коммуникации и взаимодействие, когда зондируются позиции друг друга и говорится то, что не может быть сказано официально.

Смысл этой системы в том, чтобы компенсировать личностные дефекты и эксцессы исполнителей, держать неизбежную конкуренцию крупных государств в определенных рамках, исключить неконтролируемую конфронтацию и эскалацию.

Существуют также отношения на уровне военных, спецслужб, структур, обеспечивающих логистику, но они, хотя и безусловно важны, не являются и не могут являться уровнями политического взаимодействия.

Ситуация последних трех-четырех лет оставила от классической четырехуровневой системы политического взаимодействия и политических коммуникаций в российско-американских отношениях одни «головешки». Этим и объясняются многие особенности сегодняшней ситуации, в том числе то, что касается, как кажется, совершенно ирр