Венесуэльская оппозиция объявила о государственном перевороте, совершенном главой государства. И призвала население устроить контрпереворот.
Достал
На первый взгляд может показаться, что перед нами очередной пример цветной революции. Оппозиция выступает за свержение законно избранного в 2013 году президента Венесуэлы. Протестующие пользуются поддержкой Запада, с которым у Николаса Мадуро очень сложные отношения. Не имея возможности убрать президента законным путем, они провозгласили курс на протестные и силовые акции. Которые вполне могут привести к свержению действующей власти.
Однако на деле ситуация в Венесуэле не вписывается в традиционную майданную матрицу. Сам протест происходит не потому, что президент Мадуро выбрал «неправильный» внешнеполитический курс, а потому, что он, а точнее его предшественник Уго Чавес, выбрал неправильный экономический. Многолетнее паразитирование на нефтедолларах, импорт большей части потребительских товаров да еще и их субсидирование за счет бюджета – все это аукнулось после падения цен на нефть. Сейчас в стране жесточайший дефицит целого ряда товаров (был период, когда сложно было купить туалетную бумагу), а инфляция в этом году может составить 700%.
Именно эти экономические трудности и привели к победе на парламентских выборах 2015 года местной оппозиции. И ее лидеры сразу же заявили, что выводить страну из кризиса должен новый рулевой. Поэтому они заявили о намерении устроить президенту импичмент.
Чисто теоретически у оппозиции была возможность сделать это быстро и четко – через полученное конституционное большинство в парламенте. Однако властям удалось оспорить избрание некоторых депутатов, поэтому этого большинства на деле не получилось, и пришлось идти длинным трехступенчатым путем.
Для начала оппозиции было необходимо собрать подписи 1% электората, что и было сделано еще в конце мая. На втором этапе необходимо уже 20% подписей по всей стране – эти подписи демократы должны были представить 26-28 октября. Ну и под конец они должны были собрать с семью с лишним миллионов подписей - на одну больше чем число голосов, отданных за Николаса Мадуро в ходе последних выборов. После этого в стране назначается и проводится референдум. Оппозиции было крайне важно завершить всю процедуру до 10 января 2017 года. В ином случае даже голосование «да» на референдуме не приведет досрочным выборам и смене режима - после первой декады января 2017 года Мадуро по закону может отделаться лишь собственной отставкой в пользу вице-президента или любого другого его ставленника.
Референдум не нужен
Большая часть населения поддерживает идею смещения Мадуро, однако все прекрасно понимали, что реализовать эту процедуру будет очень непросто. Особенно без благожелательного отношения Верховного Суда и Национального избирательного совета (местный ЦИК), который контролировался людьми президента.
Собственно, страхи материализовались. Первую серьезную подножку поставил суд. Он уточнил процедуру импичмента – теперь протестующим нужно собрать не менее 20% достоверных голосов избирателей в каждой из 23 провинций страны. Формально ничего страшного - если отталкиваться от итогов парламентских выборов 2015 года, то во всех провинциях страны доля сторонников оппозиции превышала 20% (хуже всех демократы выступили в штате Дельта Амакуро, набрав там 36% голосов). Однако решение суда усложняет процедуру сбора голосов, и, учитывая, что демократы обязаны представить верифицированные подписи 26-28 октября, они могли попросту не успеть. Верховный суд же четко заявил, что «неспособность собрать нужный процент подписей в каждом из штатов или же столичном округе обнулит законность процедуры отзыва президента».
Впрочем, демократам даже не дали попытаться. Под предлогом нарушений процесса сбора подписей того самого 1% в штатах Боливар, Арагуа, Карабобо, Монагас и Апуре НИС приостановил процедуру импичмента. В ответ 23 октября Национальная Ассамблея собралась на экстренное заседание, и по его итогам было принято заявление о нарушении президентом конституционного порядка и организации им государственного переворота. Судя по всему, в ближайшие дни Венесуэлу ожидают массовые акции протеста, итог которых может оказаться весьма неприятным для Мадуро.
Кто виноват?
Сам президент отказывается признавать собственные ошибки и продолжает искать внешних врагов и находит их в лице Вашингтона. «Я знаю, что сейчас посольство США в Венесуэле стоит за подготовкой актов насилия, терроризма, направленных против мира в нашей стране. Они хотят провести их в ближайшие дни, чтобы шантажировать нашу родину, но я не позволю этого сделать», - уверяет президент.
Его претензии небеспочвенны – Соединенные Штаты действительно заинтересованы в смене режима в Венесуэле. США возвращаются в Латинскую Америку, и переход Венесуэлы (а точнее венесуэльского нефтедолларового кошелька) в руки дружественных американцам сил усилят позиции Вашингтона в переговорах с мелкими странами Латинской Америки, а также с Кубой, которой без венесуэльских денег придется туго.
Однако не все так однозначно. Во-первых, проблемы «чавистского режима» возникли не столько благодаря усилиям США сколько из-за крайне сомнительной экономической политики самого Каракаса. Чависты не смогли выстроить на основе левой идеи устойчивую экономическую модель. Вместо этого была создана система всеобщего потребления и транжирства, которая дала сбой сразу же после падения цен на нефть. Во-вторых, смена власти в Каракасе нужна не только американцам, но и большинству стран региона. Целый ряд американских государств (включая Аргентину, Бразилию и Перу) высказали «обеспокоенность» приостановкой референдума. «Парализация процесса и решение судебных властей Венесуэлы запретить выезд из страны основным лидерам оппозиции угрожает возможности установить диалог между правительством и оппозиций, который позволил бы обеспечить мирный выход из критической ситуации, которую переживает братская страна», - говорится в их совместном заявлении. «Левый поворот» их больше не привлекает.