Сирийские боевики потерпели самое разгромное поражение за всю четырёхлетнюю историю этой войны. За минувшие выходные армия Сирии и союзники освободили половину Восточного Алеппо, территории, занимаемой разномастными отрядами террористов с 2012 года. И сами боевики («зелёные»), и многочисленные эксперты обещали правительственным силам долгие и упорные бои за каждый дом и за каждую улицу. Однако наступление выдалось стремительным и ошеломительным: за два-три дня освобождены более 20 из 45 квадратных километров территории повстанцев, взят десяток кварталов, лишь за одно воскресенье это Шейх-Фарес, Шейх-Хедер, Хайдария, аль-Сакур, Хилак, Баедин, Ард аль-Хамра, Джабаль Бадро, Бустан-Баша, Инзарат.
К вечеру понедельника армия зафиксировала достигнутый успех и взяла паузу для передислокации войск. В освобождённых кварталах идут зачистки, слышны перестрелки, работают сапёры. Солдаты продолжают собирать многочисленные военные трофеи, которые боевики бросали в панике. Понемногу возвращаются в свои дома и мирные жители. Ранее несколько тысяч человек смогли пересечь линию фронта, как только та перестала контролироваться вооружённой «оппозицией» и следить за «живым щитом» стало некому.
Помимо прочего армии удалось отбить насосную станцию Сулейман Аль-Халаби и при этом избежать масштабных разрушений. Ремонтники уже прибыли и обещают восстановить подачу воды в городские кварталы в течение 24 часов. Ранее террористы шантажировали Дамаск, угрожая взорвать станцию при начале операции САА, но катастрофы удалось избежать.
Между тем, наступление Сирийской Арабской армии (САА) не останавливается. Уже с утра была предпринята атака на сдувшийся котёл с юго-востока, прощупывается оборона и с других сторон. К вечеру освобождены два новых квартала. Возможно, армия пойдёт по привычному пути: расшатает фронт и измотает резервы «зелёных», а затем резким выпадом вклинится в оборону и ещё раз разрежет котёл на две части – вот так:
В целом, всё говорит о том, что весь Алеппо будет освобождён уже в этом году, причём, вероятно, за неделю-другую. Более того, если «зелёные» не смогут восстановить линию фронта в ближайшие часы, счёт до финиша алеппской операции пойдёт на дни. Тому есть несколько аргументов.
Во-первых, очевидно, что операцией руководят знающие и умелые штабисты, которые гениально используют многочисленный разношёрстный контингент проасадовских войск в боях в плотной городской застройке. Никто не ожидал столь стремительного и быстрого обрушения линии обороны боевиков, отстраиваемой годами. Этого удалось добиться благодаря грамотному расшатыванию котла с разных сторон, сосредоточению численного и качественного перевеса в точке прорыва, грамотной координации резервов, которые быстро занимали отвоёванные кварталы и уплотняли оборону. По некоторым данным с рядом полевых командиров поработала разведка: кого-то перекупили, кого-то ликвидировали накануне штурма. Поэтому в момент прорыва сирийских частей некоторые участки фронта были уже оголены.
Во-вторых, «зелёным» теперь не позавидуешь. Их боевой дух подорван крупнейшим поражением на севере: паническое бегство весьма дурной пример товарищам. На севере сжавшегося котла нужно быстро выстраивать новую линию обороны, ведь солдат Асада с этой стороны никто не ждал. А тем временем армия успешно разрывает южные позиции.
Сказывается нехватка боеприпасов, медикаментов, продовольствия. Истерика в западных СМИ не помогает: вместо кровоточащего неделями (в том числе, в центральных медиа) фронта сирийцы получили мини блицкриг. Кроме прочего, идут сигналы о готовности отдельных командиров к сдаче в плен на предложенных Россией с союзниками условиях. В одном из районов местные жители организовали импровизированный митинг с требованием к террористам сдаться в плен или выйти из квартала. Хаос и паника в рядах «зелёных» не утихает вот уже который день.
Как развивался штурм Алеппо
В течение недели после подхода к сирийским берегам российского флота (что ознаменовало старт операции) армия раскачивала фронт в Алеппо, используя превосходство в численности и артиллерии. Удары по котлу с боевиками следовали с разных направлений, что вынуждало террористов перебрасывать наличные силы с одного фланга на другой и расходовать резервы. Измотав защитников, армия пошла в наступление с северо-востока. Пробивным наконечником по традиции выступило спецподразделение «Тигров». Боевики дважды пытались атаковать наступающие войска, но неизменно отступали и лишь расходовали невеликие силы, а на плечах отброшенных группировок армия врывалась в новые кварталы. В итоге правительственные части под воскресный вечер вышли на соединение с востока и запада, а на севере образовался приличный котёл.
Северная группировка боевиков оказалась разбитой и дезорганизованной. Армия оставила небольшой перешеек для выхода деморализованных террористов, чтобы избежать лишних жертв и разрушений при штурме прижатого к стенке соперника. В то же время по северному котлу продолжались разнонаправленные удары, стремительно разрушавшие оборону. К утру понедельника остатки боевиков вышли в центральные и южные районы большого южного (теперь уже вновь одного цельного, но сократившегося в размерах почти вполовину) котла.
Вся операция была выполнена филигранно, что весьма недвусмысленно указывает на центральную роль российских военных советников при планировании наступления. Так быстро и стремительно армия и многочисленные союзники действовали в прошлом году, когда на старте операции при поддержке ВКС РФ были освобождены территории к востоку и северу от Алеппо.