В августе 1912 года заметный российский политолог Владимир Ульянов, не ставший еще «вождем мирового пролетариата», опубликовал статью «Последний клапан», которую впоследствии изучал каждый советский студент. И, кстати, не зря: статья была очень точной, а диагноз впоследствии, увы, подтвердился. Вот что писал Ленин:
«Отсрочка» старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения. Открыт клапан и выпущен несколько пар…
Многое из этой характеристики окажется подходящим и к ситуации в США, которая привела к избранию Дональда Трампа президентом. Похоже, «революция Трампа» является если не последним, то предпоследним «клапаном», открытие которого призвано вдохнуть новую жизнь в американскую экономику и американскую модель капитализма.
Президент кризиса
Для американского общества Трамп типичен и привычен, но как фигура, имеющая право принимать ключевые политические решения, он вызывает изрядный трепет. Есть три обстоятельства, указывающие на личные качества Трампа, которые могут оказать серьезное воздействие на то, каким он будет президентом и к чему стоит готовиться Америке.
Первое: для Дональда Трампа, человека, пережившего несколько банкротств своих компаний и два развода (для Америки это сродни банкротству), череду судебных разбирательств с партнерами и инвесторами, включая, к слову, и Deutsche Bank, кризис является естественным состоянием, а необходимость принимать жесткие решения не вводит его в ступор.
Второе: Дональду Трампу идет 71-й год. Вполне вероятно, что мы имеем дело с «президентом на один срок». Вопрос в том, зачем понадобился такой президент, конечно, актуален, но еще более актуален вывод, что Трамп будет действовать очень «политически компактно», пытаясь обойти традиционные препоны в виде вашингтонской бюрократии, конфликт с которой, вероятно, неизбежен.
Третье: Дональд Трамп — персонаж американской общественной жизни уже больше сорока лет. Он всех знает, и все его знают. При этом Трамп не особенно кому-то обязан, скорее наоборот. То есть, зная всю подноготную американской элиты, а в дополнение к этому обладая редким для американского политика знанием, как в действительности работает американская экономика, для того же Барака Обамы бывшая лишь теоретической абстракцией, Трамп не имеет разветвленной системы обязательств. Не так много в современной Америке людей и институтов, которых Трампу по-настоящему будет «жалко».
Так что Дональд Трамп — это «человек кризиса», который будет «президентом кризиса». Остается только узнать, он сознательно сам устроит этот кризис или будет вынужден разбираться с тем, что возникло и развивалось «до него» и лишь искусно прикрывалось массированной пропагандой «американ