Один из мировых лидеров в строительстве ядерных реакторов, американская компания Westinghouse Electric Company, принадлежащая сейчас японской Toshiba, утверждает, что два года назад была готова выполнить все условия Будапешта, но венгерские власти передали многомиллиардный контракт на модернизацию и расширение АЭС «Пакш» на безальтернативной основе российским конкурентам. Американским энергетикам, пишет журнал Politico, даже не позволили участвовать в тендере и подать заявку.
«Westinghouse» потратил много времени, сил и средств для проведения анализа, экспертизы и составления заявки на контракт для участия в тендере,- говорится в заявлении энергетической компании.- Неожиданное объявление о передаче контракта «Росатому» нас крайне удивило. Мы полагаем, что наш реактор AP1000 является очень конкурентоспособным и вполне мог бы подойти для станции в Пакше. К сожалению, нам не предоставили возможность участвовать в тендере и доказать наши преимущества».
Будапешт утверждает, что только российская компания «Росатом» может построить необходимые для «Пакша» реакторы. ЕК подверглась резкой критике за то, что действовала в этом случае наперекор своей же политике, направленной в первую очередь на расширение конкуренции на европейском энергетическом рынке. Причем, в Брюсселе неоднократно делали акцент на сильную зависимость именно Восточной и Центральной Европы от России в области энергетики. И решение Еврокомиссии (ЕК), в конце концов согласившейся с решением правительства Виктора Орбана передать контракт «Росатому» стало довольно неожиданным. На прошлой ЕК завершила расследование в отношении проекта строительства АЭС "Пакш-2" в Венгрии с участием России в области государственных закупок, но продолжает расследование в сфере государственной помощи. Это означает, что к выбору исполнителя проекта - Росатому претензий у ЕК нет. Вопросы остаются к тому, как Будапешт будет осуществлять государственно финансирование строительства реакторов.
Брюссель поначалу выразил серьезные сомнения в утверждениях венгерских властей в том, что только «Росатом» может построить новые энергоблоки и расширить АЭС в Пакше. ЕК даже провела два внутренних расследования, но в конце концов, на прошлой неделе, все же согласилась с мнением Будапешта, что передача контракта «Росатому» была правильной и обоснованной.
Казалось бы, все ясно: заказчик сам принял решение на основании собственных принципов и критериев. Однако в деле есть нюансы, позволившие Politico утверждать, что далеко не все так просто, как может показаться. Дело в том, что еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, вокруг летал в Будапешт на личном самолете Клауса Манголда, лоббиста и консультанта по проекту Пакш-2, который имеет прочные святи с Россией. По крайней мере, это утверждает Politico.
В самом конце прошлой недели пресс-секретарь комиссии ЕК по вопросам энергетики Люсия Коде заявила на пресс-конференции, что у нее нет особых претензий к решению венгерских властей провести тендер по Пакшу-2 на безальтернативной основе на основании исключительных технических требований и условий безопасности. Эта уверенность основывается на информации, полученной Брюсселем от правительства Венгрии.
Кроме собственно строительства новых реакторов, соглашение Будапешта с «Росатомом» подразумевает и обеспечение подрядчиком финансирования проекта в размере 10 млрд евро, составляющих приблизительно 80% от общей сметы проекта.
В Westinghouse, не понимают, что скрывается за венгерской формулировкой «техническая эксклюзивность» и упирает на прецедент – строительство рядом с российскими реакторами VVER 440 в Чехии реакторов нового поколения.
В самой Венгрии мнения относительно модернизации и расширения АЭС в Пакше разделились. Близкие к правительству специалисты настаивают на том, что только «Росатом» может построить то, что нужно Будапешту. Однако есть у решения венгерских властей и немало критиков. К примеру, член Европарламента от Венгрии Джавор Бенедек, представляющий «зеленых», считает утверждение Будапешта об уникальности проекта и том, что он по силам только российским энергетикам, шуткой и абсурдом.