Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Американская дилемма


Дилемму, которая стоит перед Соединенными Штатами, можно сформулировать следующим образом: сохранять ли гегемонию (в пределе общемировой контроль) — или перейти к простому доминированию (господству), которое признает свои естественные пределы.

А если заострить вопрос, то дилемма и вовсе необычна: допустить ли возможность ухода экономического и политического контроля из Северной Америки в Восточную Азию (или куда-то еще) — или допустить иностранных экономических, политических, медийных, общественных представителей во внутреннюю политику США.

Все-таки гегемония

«Мировая гегемония Соединенных Штатов, — пишет хорошо известный по книге “Долгий XX век. Деньги, власть и истоки нашего времени” Джованни Арриги, — носила особый социальный характер, отразившийся в системных особенностях ее институтов, совершенно иных, чем те, на которых строилась в XIX веке мировая экономика с центром в Соединенном Королевстве». (Правы критики-то.) Эти институты были «политическими по происхождению и социальными по направленности. Они основывались на широко распространенном среди правительственных чиновников США мнении, будто “новый мировой порядок является единственной гарантией против хаоса, за которым обычно следуют революции” и что “безопасность мира должна обеспечиваться властью Америки, осуществляемой через международные системы”». Здесь и далее цитируется его книга «Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век».

Американцы еще до Второй мировой войны, по плану Франклина Рузвельта, хотели распространить его «Новый курс» на весь мир. «По тому низкопробному, но более реалистичному в политическом отношении проекту, который был реализован при Трумэне», главным организационным принципом гегемонии Соединенных Штатов стало сдерживание СССР, отмечает Арриги, «а американский контроль над мировыми финансами и военной силой — основными средствами сдерживания». Так родился послевоенный проект «“военного государства всеобщего благосостояния” во всемирном масштабе» — мировой «новый курс» правительства США эпохи холодной войны. «Новая модель действовала исключительно успешно и запустила величайшую в истории капитализма экспансию, охватившую всю систему. Если бы не она, то мировой капитализм мог бы вступить в длительный период стагнации, если не депрессии», пишет Арриги.

Но все как будто счастливы

Он называет два фактора, при помощи которых Западу под руководством США и контролируемой ими части третьего мира удалось избежать послевоенного спада после Второй мировой войны: «военное и социальное кейнсианство». Первое — это военные расходы Соединенных Штатов и их союзников и развертывание Америкой «широчайшей сети задуманных как постоянные военных баз». Второе — правительственные программы полной занятости и роста массового потребления на Западе/Севере, а также развитие мирового Юга. В рамках этих действий была осуществлена реконструкция и модернизация промышленных машин Японии и Германии, ставшие важнейшей частью выхода на международную арену американского «военного государ