Кто он, Дональд Трамп? Шоумен, негодяй, расист, сексист, ксенофоб, популист, антихрист — или же правдолюб, борец за права рабочего класса и спаситель Америки? В США нет консенсуса по этому вопросу и, судя по всему не будет. Но ясно одно: в Соединенных Штатах произошла демократическая революция низов против оторвавшихся от чаяний населения и неспособных удовлетворить нужны американцев элит. «Мы не знаем свою страну», — сокрушался после выборов известный американский экономист Пол Кругман. (Это, кстати, дословное повторение мысли генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова; высказал он ее за восемь лет до краха Советского Союза.) Революция белых американцев, беднеющего среднего класса, желающего возврата той, традиционной Америки, где каждый может стать богатым за счет своего труда, где существует здоровая конкуренция, а не фальшивая политкорректность. Где страна не находится под оккупацией внутренних врагов в лице нелегальных мигрантов и «жирных котов» с Уолл-стрит.
Да, революцию возглавил один из этих «котов», но он скорее не Базилио, а Матроскин. И благодаря энергии Матроскина у страны, годами находившейся, выражаясь врачебным языком, «в тяжелом состоянии с дальнейшим негативным прогнозом», начался процесс изменения этой ситуации.
Как?
Победа Дональда Трампа была неожиданной для абсолютного большинства политологов — из российских экспертов на него ставили в основном лишь те, кто занимается профессиональным гаданием или просто искренне верил в хорошее. Всяк же входящий на сайт с социологическими выкладками оставлял надежду. Демократы уверенно держали большую часть штатов, обеспечивающих в совокупности более 200 голосов выборщиков, тогда как у Трампа было около 150. В то же время спорные штаты вроде Флориды, Огайо, Мичигана, Пенсильвании отходили скорее Хиллари Клинтон (в последнем из штатов ее преимущество к началу голосования достигло комфортных 5%). Шансы Трампа на победу оценивались в 15%, штаб Хиллари готовился праздновать победу, а политико-академическое сообщество — анализировать возможные проблемы для мира и России от возвращения к власти в США команды либеральных интервенционалистов.
Однако сразу же по окончании голосования в США стало происходить интересное. Поколебалась вера в социологические выкладки. Сначала Трамп выигрывал «свои штаты» с куда большим преимуществом, чем ему давали опросы. Затем он взял Флориду — крупнейший из неопределившихся штатов с 29 голосами — и едва-едва не вытянул Виргинию (родной штат напарника Хиллари Тима Кейна). Однако Флориды ему было мало — Трамп должен был взять все неопределившиеся штаты. И он их взял, в том числе Пенсильванию, где за Хиллари лично агитировал Барак Обама. По итогам выборов республиканец получил 306 голосов выборщиков при минимально требуемых 270.
Теперь миллиардеру как вежливому человеку нужно поблагодарить всех тех, кто обеспечил его победу. Прежде всего американскую прессу. В ходе этой кампании почти все американские СМИ были в оппозиции Трампу. Либеральные демократические каналы