На вопрос, в чем измеряется успех бизнесмена, мы ответим: в сделках, прибыли, развитии предприятия. Это просто и понятно. Сложнее ответить на вопрос об успешности чиновника. Практикующие госуправленцы скажут: KPI среднестатистического чиновника — в количестве подписанных документов, сформированных отчетов, направленных писем. Но бесчисленные папки документации не всегда ведут к требуемому результату. Словом, вовремя написанное письмо не гарантирует своевременного ввода в эксплуатацию детского сада, школы, больницы.
Сегодня перед российскими регионами и федеральной властью стоят две взаимоисключающие задачи: обеспечить структурную перестройку экономики, которая позволит возобновить экономический рост, и сохранить выполнение взятых на себя социальных обязательств. Задачи эти приходится решать в ситуации, когда бюджеты всех уровней сокращаются. В таких условиях добиться результата можно только кратно улучшив качество государственного управления. Провести реконструкцию системы стратегического планирования и внедрить стратегии в реальную жизнь, освободить аппарат госуправления от рутины, предоставить управленцам на региональном уровне пространство для маневра, внедрить проектное управление и провести революцию в кадровом менеджменте на госслужбе.
Во всем мире начиная с 80-х годов XX века в ситуации обострения конкуренции между государствами и ответа на внутренние вызовы внедрялись механизмы так называемого нового публичного менеджмента в сфере госуправления. Основная идея этих реформ — перенос наиболее успешных менеджерских практик из корпораций в госуправление. Россия не осталась в стороне от преобразований, и основные практики в той или иной степени были внедрены: управление по результатам, стратегическое планирование, развитие конкуренции в госзакупках — пройденные этапы. Но особенность внедрения современных методов управления в российской действительности — широко распространенная имитация их использования. Например, с начала 2000-х годов стартовал процесс разработки стратегий в российских регионах, однако в подавляющем большинстве случаев органы власти даже не делали попыток использовать эти стратегии в своих ежедневных управленческих практиках. Еще один пример — перевод всех расходов региональных бюджетов в госпрограммы в 2012–2013 годах. На старте правильный замысел — необходимость четкой фиксации того, каких результатов позволяют добиваться те или иные госрасходы, — был девальвирован необходимостью подогнать под показатели конечного результата все расходы, включая текущие траты на содержание, например, социальной сферы.
За тот же период наши международные партнеры и конкуренты не снижали темпы преобразований, направленных на повышение эффективности госуправления.
Яркий пример — Великобритания. Во время второго срока пребы