Темой недели этого, последнего в году номера мы решили сделать собрание 12 главных трендов в развитии бизнеса, политики и культуры страны. Мы надеялись, что за этим сводом трендов мы увидим целое. И действительно, 2016-й — это захватывающее зрелище вихрей, из которых формируются новые устойчивые тренды. Год изменил страну и мир как никакой другой за последние восемь лет. Это ли не свидетельство того, что стагнация, она же пауза, закончилась.
Прежде всего начался рост промышленности. Она сегодня по динамике опережает и торговлю, и строительство. Многие аналитики полагают, что главным драйвером для промышленности будет экспорт, но нам это представляется сомнительным. Рост промышленности скорее отражает тот факт, что ее в России слишком мало, а значит, много ниш. И мало-помалу люди, несмотря на жесткую денежную политику, начинают возвращаться к своему естественному хозяйственному занятию — производить нечто для потребления других. Вот уже многие века промышленный труд является самым естественным и надежным источником заработка. Рост промышленности на фоне стагнации потребления — факт, свидетельствующий о стремлении к нормализации нашей хозяйственной жизни. Напомним, что по части доли торговли в общем хозяйственном пироге Россия — одна из самых торговых стран: примерно 25% добавленной стоимости в стране создается в торговле, что для холодной, большой и инженерной России — нонсенс.
Другой важный экономический разворот является производной от внешней политике. Победа Дональда Трампа в США плюс наша настойчивость и успехи в Сирии привели к переменам на целом ряде важнейших рынков. Во-первых, можно сказать, что окончательно преодолен спад цен на нефтяном рынке, о чем, в частности, свидетельствует сделка по приватизации пакета «Роснефти». Во-вторых, формируется явный интерес иностранных инвесторов к России, и это видно не только по крупным сделкам, но и по заметному потоку потенциальных инвесторов в регионы. В-третьих, потенциал укрепления рубля и, соответственно, рублевых активов формирует интерес частных инвесторов к российскому фондовому рынку. Причем не столько иностранных, но и отечественных розничных инвесторов. Кризис ликвидности российского фондового рынка преодолен. Следующий год будет годом взлета.
В этом году стало совершенно очевидным стремление людей к самозанятости. Причем если в прежние годы оно скорее было связано с выходом мелких предпринимателей на рынок услуг, обслуживания обеспеченного или закредитованного горожанина — кофейни, лапша, маникюр и прочее, — то в этом году создано много бизнесов, которые занимаются фактически ремесленничеством. При этом интернет открывает для них огромный рынок. Это явление, заметное в легкой промышленности, через год-другой станет причиной притока капитала в отрасли, производящие ресурсы для новых ремесленников.
Нам все говорили о необходимости институтов, а мы институционализм ругали. Однако упорство государства по созданию институтов, которое, конечно, очень дорого стоило стране, привело к формированию кумулятивной массы институтов. И когда их стало много, стал очевиден вопрос: а что они делают? Этот вопрос в 2016-м несколько раз задавала Счетная палата, но, главное, был поставлен вопрос и о создании системы стратегического планирования. В этой части следующий год будет годом формирования множества практик стратегического планирования на региональных уровнях.
В начале этого года мы писали: «Для нашей страны 2016 год будет переломным, ключевым с точки зрения дальнейшего движения. Причем никакой дилеммы: Россия в 2016 году переломит негативный тренд, в котором живет последние два года. Этот процесс перелома может оказаться тяжелым, и он не даст мгновенного материального результата, которого мы все так жаждем. Но он будет». Мы так думали исходя из того, что, спокойно приняв все тяготы конфликта с западным миром, мы однозначно доказали свое стремление к суверенитету. А значит, сможем найти в себе силы начать обустраивать страну.
Сейчас мы полагаем, что наш прогноз оправдался. Негативный тренд переломлен. Хозяин наводит порядок в своем доме.
С Новым удачным годом!