Правительственные силы в среду продолжили успешную операцию по освобождению Алеппо. После стремительной атаки на выходных были заняты кварталы в северной части котла с боевиками, затем армии потребовалось пару дней, чтобы зачистить освобождённую территорию, вывести мирных граждан и провести передислокацию. Специалисты гадали, как будет дальше вариться сжатый котёл. Самые очевидные варианты подразумевали атаку с севера (поскольку террористы там не успели подготовить линию обороны) и востока (удачный бросок со стороны аэропорта позволял ещё раз рассечь окружённых террористов пополам).
Однако наступление последовало с юга, где, казалось бы, была отстроена мощная защитная линия. Тем не менее, за полтора дня армия существенно продвинулась на этом участке, освободив крупный квартал Шейх-Саид, район Садкопа и часть кварталов Аль-Амирии и Ас-Сукри. Правительственные силы и союзники вновь поступили хитро: раскачали оборону несколькими ложными ударами, заставили резервы метаться с одной стороны котла на другую, да подпирать северную линию, раздавленную пару дней назад. Но основную атаку провели там, где не ждали – с юга. Причём, судя по сообщениям, на сей раз наконечником копья выступили свежие части республиканской гвардии и иракские добровольцы, а не привычные «Тигры». Ротация в действие, и сигнал – оборона боевиков серьёзно прохудилась.
Таким образом, с пятницы силы Башара Асада очистили от боевиков примерно половину Восточного котла, 16 кварталов, тысячи домов и строений. Во многих местах официальные власти отсутствовали целых пять лет.
Из районов, все еще подконтрольных боевикам, вышли более 8,5 тысячи мирных жителей (по некоторым данным, уже 25 тысяч), из них около 4 тысяч детей. А всего за пять дней освобождены 90 тысяч горожан. То ли на такое количество не рассчитывали, то ли сирийские власти оказались банально не готовы, но в течение дня в импровизированных гуманитарных лагерях наблюдался небольшой хаос: не хватало одежды, одеял, пищи, медикаментов. Не удивительно, что президент России Владимир Путин поручил МЧС и Минобороны развернуть в Сирии мобильные госпитали, уже направлен медотряд специального назначения с многофункциональным госпиталем на 100 мест, включая детское терапевтическое отделение. Это не ради пиара – необходимо быстро наладить оперативную помощь беженцам, даже если им скоро возвращаться домой (а такая надежда, судя по скорости наступления, есть). В то же время, как справедливо заметил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, ни США, ни Великобритания, ни Франция, ни ООН не направили ни одного обращения об оказании гуманитарной помощи. Хотя они в последние недели «настойчиво требовали допустить в удерживаемые боевиками районы восточного Алеппо автоколонны с гуманитарной помощью».
России в Алеппо сегодня действительно много. Работают наши медики, сапёры, специалисты по химоружию, специалисты Центра по примирению враждующих сторон. И это не говоря о решающей роли российских военных советников, координирующих блестящую операцию по штурму плотной городской застройки.
Из остальной информации заслуживает внимание сводки с севера, где продолжается гонка армии, курдов и протурецких боевиков к Аль-Бабу, который обороняет Халифат (Исламское государство, ИГ, организация, запрещённая в России). Обороняет, правда, это сильно сказано – наблюдает за тем, как грызутся конкуренты. Сегодня, впрочем, стороны вели себя тихо, переваривая скандал с заявлением турецкого президента. Напомним, Эрдоган накануне заметил, что вторгся на сирийский север, чтобы лишить власти Башара Асада, а не потому, что Москва и Дамаск ему милостиво позволили сорвать планы американского Курдистана. Как мы и предупреждали, эти слова президента были для «внутреннего пользования» и предназначались, прежде всего, боевикам, кладущим жизни за амбиции Анкары. Косвенно подтверждает это некий «источник».
РИА Новости передаёт: источник в администрации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана утверждает, что слова турецкого лидера о намерении отстранить от власти главу Сирии Башара Асада не следует понимать буквально. «Это заявление президента вчера прозвучало, но оно не должно восприниматься буквально. Надеюсь, что возникшее в связи с этим недопонимание будет быстро преодолено», — сказал источник. Он добавил, что прокомментировать высказывание Эрдогана могут только высшие руководители Турции. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что для Кремля слова президента Турции о свержении Асада стали новостью.
Впрочем, ближе к вечеру стороны наверняка сгладили все недоразумения – по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор между Путиным и Эрдоганом.
Также нужно отметить, что операция «Гнев Евфрата» курдско-американской коалиции по освобождению Ракки от боевиков «Исламского Государства» окончательно заглохла. Причём на месте топчется пехота, а в воздухе не видно авиации НАТО. Объяснение простое: курды бросили все силы на борьбу с протурецкими боевиками, которые наступают с севера, а интересы предавших американцев больше не приоритетны.