Мсье Тетчер против Али
В ходе прошедшего 27 ноября второго тура праймериз Республиканской партии Франсуа Фийон обошел своего оппонента Алена Жюппе в 92 из 95 департаментов страны. Выиграл. по мнению многих, именно за счет «умеренности» Жюппе, его неготовности или нежелания выйти за пределы некой политкорректной риторики. Антииммигрантские лозунги разделяет большинство правых лидеров, однако Ален Жюппе не был из их числа, за что и получил прозвище «Али Жюппе». Фийон же крайне жестко отрицает концепцию мультикультурализма, называя ислам в общественной жизни страны угрозой ее социальной стабильности. Поэтому он и выступает за обязательную ассимиляцию мигрантов.
Кроме того, Фийон ратует за возвращение к «традиционным католическим ценностям» и отрицает право гомосексуальных пар на усыновление детей. В экономических вопросах он тоже не изменяет консервативным идеалам и симпатизирует идеям Маргарет Тетчер. В частности, выступает за бюджетную экономию, увеличение пенсионного возраста с 62 до 65 лет, увеличение рабочей недели с 35 до 39 часов, а также сокращение полумиллиона госслужащих Спасение экономики требует жертв.
Программа отнюдь непопулистская, из-за чего победа Франсуа Фийона стала уже по традиции сюрпризом для социологов (отдававшим ему третье место на первом туре праймериз). Однако она полностью легла в общий тренд на поправение электоральных предпочтений западного электората. Значительная часть населения устала от политкорректных разговоров и хочет реальных решений для вывода национальных государств из системного экономико-идеологического кризиса. При этом они предпочитают (по крайней мере, пока), чтобы выход искали не радикалы, а системные лидеры, пусть даже и находящиеся на самой границе приличного политического спектра. Лидеры наподобие Дональда Трампа или Франсуа Фийона. Именно поэтому опросы показывают, что Франсуа Фийон легко обходит Марин Ле Пен во втором туре президентских выборов во Франции и становится новым президентом Пятой республики. Однако для этого ему нужно выиграть первый тур, и тут может возникнуть проблема.
Чьих кандидатов будете?
По сути Фийон находится на правом фланге правого движения, и его электорат в чем-то схож с электоратом Ле Пен. Что, во-первых, дает шанс мадам Ле Пен оттянуть избирателей от Фийона. Во-вторых, слишком уж правые воззрения Фийона могут оттолкнуть от него центристов и беспартийных, которые либо не пойдут на выборы, либо проголосуют за социалистов (опросы показывают, что за Жюппе они бы проголосовали без проблем). Поэтому теоретически может возникнуть ситуация, когда Фийон не проходит во второй тур, где социалист затем побеждает Ле Пен и Пятая республика продолжает жить под властью левых.
Правда, для этого левые должны выставить против Фийона и Ле Пен приемлемого кандидата. Праймериз социалистов пройдут в январе, и шансов у Олланда их выиграть не так уж и мало. Нынешний президент «не был ни радикальным реформатором, но левым традиционалистом. Он действовал нерешительно и разочаровал оба крыла своего движения, став сейчас самым непопулярным действующим президентом со времени создания Пятой республики», - пишет британская The Guardian. На пост кандидата от левых претендует целая россыпь политиков, в том числе левак Жан-Люк Меленшон и центрист Эммануэль Макрон. Возможно, к ним присоединится и нынешний премьер Мануэль Вайс. И вот тут вопрос какая тенденция победит – движение левого электората на крайне левые позиции (в ответ на поправение их политических соперников) или стремление партийной элиты сдвинуться в центр дабы расширить свою электоральную базу. У социал-центриста шансы есть, однако если верх возьмут популисты и, например, победу одержит тот же Меленшон или другой радикальный кандидат, то у социалистов крайне мало шансов сохранить за собой Елисейский дворец, поскольку они имеют все варианты пролететь мимо второго тура. Если же им удастся обойти Фийона и выйти против Ле Пен, то не исключено, что в противостоянии крайне левого и ультраправого кандидата за счет общего «поправения» электорального поля и усталости социалистов победит лидер Национального фронта.
Без санкций, но с ЕС
В Москве за предвыборными маневрами во Франции следят с плохо скрываемым удовлетворением. Когда такое было, чтобы в ведущей европейской стране пророссийскими кандидатами были два из трех фаворитов? Причем не ставшими пророссийскими исходя из конъюнктуры, а по собственным убеждениям. «В вопросе о Путине Фийон не просто оппортунист. Он придерживался этого курса много лет, еще задолго до того, как получил возможность баллотироваться на пост президента. Связи Путина и Фийона стали особенно тесными, когда оба были премьер-министрами, а Медведев — президентом России», - пишет британская FT. С Марин Ле Пен же все понятно – лидер Национального Фронта давно поддерживает тесные связи с российскими властями, и западные СМИ говорят даже о финансировании ее политической карьеры со стороны Кремля.
Однако если посмотреть несколько глубже, то Марин Ле Пен в качестве президента Пятой республики России не очень-то и нужна. Да, она симпатизирует Москве и будет снимать евросоюзовские санкции, однако проблема в том, что вместе с ними она снимет и сам Евросоюз. В случае прихода к власти Марин Ле Пен ускорится дезинтеграция Евросоюза, которая повлечет за собой нестабильности и рост радикализма в Европе и новые проблемы для Москвы в восточноевропейском регионе. Франсуа Фийон же, как и любой системный политик хочет сохранить и оздоровить Евросоюз при одновременном восстановлении российско-европейских отношений до партнерского уровня. Вариант, полностью Россию устраивающий.