После телефонного разговора между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, состоявшимся вскоре после выборов в США, российская пресса начала с оптимизмом писать о возможной встрече между президентами уже этой зимой для нормализации отношений между двумя странами. Трамп действительно неоднократно говорил об улучшении отношений с Россией, так что исключать возможности того, что новый американский президент нанесет в Москву визит, первый после поездки Обамы в 2009 году, нельзя.
Однако интервью с десятком американских чиновников и экспертов, проведенных журналом POLITICO после выборов, свидетельствуют об имеющемся в обеих американских партиях сопротивлении желанию Дональда Трампа сломать лед в отношениях с Владимиром Путиным. Визит в Москву встретит сильное противодействие в Конгрессе, у европейских союзников, у ключевых советников по национальной безопасности и, вполне возможно, даже у некоторых советников самого Трампа, отмечает издание.
«Трамп не может просто взять и в одностороннем порядке сделать это,- считает Стивен Коэн, известный политолог, поддерживающий улучшение отношений между США и Россией.- Мы вообще не можем быть уверены, что с Россией будет партнерство».
Разговоры о сопротивлении визиту Трампа в Россию активизировались после 21 ноября, когда Кремль заявил о размещении в Калининградской области ядерных ракет в качестве ответа на угрозу со стороны НАТО.
Многие аналитики ожидают, что Путин предложит Трампу военное сотрудничество против «Исламского государства» (группировка запрещена в России). В ответ российский президент может попросить признание присоединения Крыма, окончание экономических санкций и уменьшение американского военного присутствия в Восточной Европе и Центральной Азии. Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России, уже подчеркнул, что замедление размещения или отвод военного потенциала НАТО от российских границ приведет к разрядке в Европе. Однако сейчас такое соглашение встретит очень холодный прием по обе стороны Атлантики.
«Военные не верят в это, Госдеп не верит в это, спецслужбы не верят в это, Республиканская партия не верит в это и никто из наших союзников не верит в это»,- заявил журналу POLITICO Иво Далдер, посол США при НАТО при Обаме и президент чикагского Совета по мировым делам.
Первое препятствие желанию Трампа улучшить отношения с Москвой и Путиным может возникнуть среди его собственного окружения. К примеру, в октябре вице-президент Майк Пенс нелестно отозвался о Владимире Путине, а Майк Помпео, новый директор ЦРУ, считает ответ Америки на «путинскую агрессию на Украине» слишком слабым.
Советник по национальной безопасности Майкл Флинн тоже может попытаться отсоветовать шефу иметь дела с Путиным.
Митт Ромни, один из главных кандидатов на пост госсекретаря, считает Россию геополитическим врагом номер 1 Америки. Скорее всего, его политика по отношению к Москве будет жесткой.
Против желания сблизиться с Россией может выступить и Конгресс, считает POLITICO. Конгресс был явно недоволен чересчур вялым ответом Барака Обамы на присоединение Крыма к России и действия Москвы по поддержке саморовозглашенных республик на востоке Украины. Конгрессменам будет трудно перестроиться и одобрить более примирительную политику Трампа по отношению к России. Большинство республиканцев в Конгрессе занимают значительно более жесткую позицию по отношению к Владимиру Путину, чем Дональд Трамп. В сентябре, например, спикер Палаты представителей Пол Райан возмутился похвалой Трампа в адрес Путина.
Председатель сенатского комитета по вооруженным силам Джон Маккейн вскоре после победы Трампа публично посоветовал ему не доверять российскому президенту. Такую же позицию занимает председатель сенатского комитета по международным делам Боб Коркер.
Дональду Трампу будет нелегко в этом вопросе отказаться от несуществующей поддержки своей партии, потому что и многие демократы жестко относятся к Путину. Так что примирительная политика Трампа по отношению к России встретит в Конгрессе объединенное сопротивление республиканцев и демократов.
Российская политика Трампа может встретить сопротивление и в военных кругах и в рядах спецслужб.
«Для Пентагона наступят черные дни, если Трамп попытается изменить военную конфронтационную позицию по отношению к Москве»,- считает Эвелин Фаркас, работавшая при Обаме главным советником по России в Минобороны США.
Точно также настроены на конфронтацию с Россией и американские спецслужбы. В июле, к примеру, директор Национальной разведки Джеймс Клаппер заявил, что Америка в киберпространстве находится с Россией в состоянии, близком к войне. В октябре американские рыцари плаща и кинжала пришли к выводу, что российские хакеры взломали электронные почты Демократической партии и Хиллари Клинтон, чтобы внести хаос в выборы президента.
Ряд чиновников и экспертов по России надеются, что сейчас, став президентом, Трамп получит доступ к закрытой информации и после ее изучения изменит свое отношение к Путину и России. Однако предыдущие события, когда информация о якобы агрессивной политике России представлялась тогда еще кандидату в президенты, его поведение показывало, что такие надежды малоосновательны.
Впрочем, даже ястребы понимают, что по ряду вопросов, например, ядерному соглашению по ядерной программе Ирана, диалог с Россией не только желателен, но и необходим.
Эксперты полагают, что Трамп и Путин могут начать строить отношения доверия на основе сотрудничества в Сирии. Однако POLITICO считает, что главным препятствием на пути нового соглашения с Россией может быть сам Владимир Путин. Трамп будет третьим американским президентом, кому приходится работать с Путиным. Буш и Обама рано протягивали российскому президенту руку дружбы и потом беспомощно смотрели на события в Грузии в 2008 году и на Украине в 2014, считает издание.
«Плохие отношения с Россией не являются результатом недостатка усилий в этой области»,- заявил журналу POLITICO один из сотрудников Госдепа.
Впрочем, есть мнение, что Трамп может победить критиков своего курса по отношению к России. Президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс считает, что Трамп может в частном порядке отправить Путину послание об американской решимости вести переговоры с позиции силы. Одновременно, полагает Саймс, Трамп даст российскому коллеге знать, что Вашингтон не пытается отрешить его от власти и унизить как лично его, так и Россию до тех пор, пока Кремль не переступит красную линию.
С другой стороны, Дмитрий Саймс предупреждает о возможности осложнения отношений между Москвой и Вашингтоном в случае нанесения президентами, людьми очень чувствительными в этом плане, личных обид друг другу. Он советует проводить тайные дипломатические переговоры между двумя странами и постараться избежать публичных заявлений, которые могут привести к нежелательной полемике в Америке и России.
Есть скептики улучшению отношений и в правительстве России, подчеркивает POLITICO. Победа Трампа была первоначально встречена в России с большим энтузиазмом. Дума даже аплодировала сообщению об его избрании президентом. Однако кремлевские чиновники относятся к способностям и возможностям нового президента США более осторожно.