Чья группа?
Многие вменяемые эксперты, делая прогноз на 2017 год, предрекали очередные обострения между Арменией и Азербайджаном. И, в общем-то, очередное обострение случилось досрочно, 29 декабря. Причем не на территории самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, а на армяно-азербайджанской границе, в Тавушской области Армении. К сожалению, не обошлось без жертв.
Естественно, у обеих сторон свои трактовки произошедшего. По мнению Еревана, азербайджанские подразделения напали на армянских военнослужащих, дислоцированных в Тавушской области. Атака была отбита, в ходе нее ликвидированы семеро азербайджанцев (труп одного из них, по словам Еревана, находится в распоряжении армян) и трое военнослужащих Армении. «Осуществив военную диверсию в преддверии Нового года и Рождества, Баку выступил против общечеловеческой системы ценностей. Международное сообщество, в первую очередь, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, должны незамедлительными шагами отрезвить азербайджанское руководство, упрямо игнорирующее их призывы и требования, действующее им вразрез и потерявшее чувство реальности», - говорится в заявлении армянского МИД. В Армении уверены, что Ильхам Алиев таким образом работает на размораживание конфликта, поскольку условия этой заморозки (де-факто независимость НКР) ему невыгодна.
В Баку же утверждают, что виновником инцидента стала армянская разведывательная группа, которая пыталась проникнуть на территорию Азербайджана и попала в засаду. «Видимо, относительное затишье, которое наблюдается на линии фронта в последнее время, не устраивает Армению и поэтому противник периодически и целенаправленно осуществляет подобные провокации», - говорится в заявлении азербайджанского Минобороны, признавшего пропажу лишь одного своего солдата. «Своими провокационными действиями Армения старается нарушить переговорный процесс, продолжить оккупацию против Азербайджана, в том числе усилить свое присутствие на оккупированных азербайджанских территориях, привлечь к конфликту третью сторону, сохранив тем самым существующий статус-кво», - говорят в азербайджанском МИД. Странное заявление – каким образом размораживание конфликта имеет отношение к сохранению статус-кво, а усиление присутствия на оккупированных азербайджанских территориях к военному столкновению на территории самой Армении?
ОДКБ не нужна
Сам инцидент (как и многие до него) уже стал поводом для очередного холивара бойцов диванного фронта в обеих странах, однако в какой-то момент казалось, что он не будет иметь никаких серьезных международных последствий. Армения поступила ровно так, как в апреле 2016 года (когда, напомним, в ходе краткосрочного военного конфликта азербайджанские части атаковали не только НКР, но и территорию самой Армении) – Серж Саргсян не запросил вмешательства ОДКБ и активизации статей о совместной обороне.
В соответствии со статьей 4 Договора он должен был обратиться с соответствующей просьбой, после чего лидеры стран-участниц ОДКБ договариваются о совместной позиции и встают на сторону союзника (либо не встают и попадают под жесткий информационный прессинг и справедливые обвинения в предательстве). Однако этой просьбы не последовало тогда, и, на момент сдачи статьи, не последовало сейчас. А если официальной просьбы нет, то это вмешательство Еревану не нужно, а значит ни Москва, ни тем более Минск или Астана не будут влезать в столь сложный, «холиварный» конфликт на стороне одного из участников. Тем более влезать в одностороннем порядке, без согласования с остальными участниками Договора (что хотят армяне от Путина), и тем самым ставить под вопрос дальнейшее существование Организации. Поэтому все претензии от армянских активистов и политиков к Москве и ОДКБ, связанные с их невмешательством в конфликт, абсолютно беспочвенны, и останутся таковыми до тех пор, пока армянское руководство не вспомнит наконец о своем суверенитете и не подаст запрос в ОДКБ. Пока этого нет, все вопросы о союзнических обязательствах нужно задавать президенту Сержу Саргсяну.
А ну как признаем?
Однако в Москве и без просьб Саргсяна уже осознают, что Азербайджан в своем стремлении нарушить статус-кво начал пересекать допустимые красные линии. России, занимающейся Сирией, Украиной, Японией, Трампом, Китаем, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией и Европой сейчас абсолютно не нужно размораживание карабахского конфликта. Поэтому, возможно, в Кремле решили донести эту мысль до несколько зарвавшегося азербайджанского руководства самым прозрачным образом.
ОДКБ в любом случае должна была хоть как-то отреагировать на ситуацию в Армении, и выпустила крайне интересный документ за подписью ее генсека Николая Бордюжи. «В Секретариате ОДКБ с особой тревогой восприняли информацию о вооруженном инциденте возле села Чинари Республики Армения. Рассматриваем эти действия на территории государства-члена ОДКБ как провокационные, особенно на фоне достаточно тяжелого инцидента в Нагорно-Карабахской Республике с применением тяжелого вооружения и бронетехники в апреле сего года», - говорится в заявлении.
На первый взгляд, это типичный ритуальный политес. Генсек ОДКБ не назвал виновников «тяжелого инцидента», а значит избежал требующих согласования и имеющих последствия обвинений. Да, провокационные действия, да, на территории Армении – но кто совершил провокацию? Азербайджан или сама Армения, пытавшаяся тем самым ударить по репутации Баку? Каждая сторона увидела в этом заявлении то, что хотела увидеть, а значит политес был соблюден.
Однако в заявлении был один очень важный момент, потенциально меняющий статус-кво. В нем указана Нагорно-Карабахская Республика, причем без кавычек и без слова «самопровозглашенная». А значит получается, что ОДКБ официально признает существование НКР как суверенной политической единицы, не входящей в состав Азербайджана.
Неудивительно, что этот документ вызвал резкую реакцию со стороны Баку. «Заявление генсека ОДКБ вступает в противоречие с сущностью переговоров проводимых при посредничестве Минской группы ОБСЕ и упоминание оккупированных азербайджанских территорий в качестве самопровозглашенной «Нагорно-Карабахской Республики» неприемлемо», - возмутился официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. И теперь вопрос в том, что это было. Конечно, нельзя исключать, что речь шла об ошибке сотрудников секретариата, которые составляли это заявление. Однако скорее всего речь идет именно о сигнале, показывающем крайнее раздражение Москвы действиями Баку. И если в азербайджанском руководстве этот сигнал не воспримут, тогда Россия (и, не исключено, даже Турция, не желающая сейчас обострения на Южном Кавказе) займут более жесткую позицию в этом вопросе.