Как известно, Дональд Трамп окончил в 1968 году Уортонскую школу бизнеса со степенью бакалавра наук по экономике и специализацией в области финансов. 1968 год — это год «великого перелома» и в истории капитализма, и в истории социализма. Это год «Красного мая» в лагере капитализма и «Пражской весны» в лагере социализма. Столь похожие события в столь, казалось бы, разных экономико-политических системах обозначили наступление эпохи глобализации, которая, как многие думали, должна была привести к их конвергенции. Конвергенция не получилась, а глобализация, как были убеждены еще недавно многие экономисты и политики, не только состоялась, но и победила «полностью и окончательно», как когда-то социализм в СССР. Победа Трампа в стране — главном центре глобализации показала, что это было слишком оптимистическое утверждение.
Наследник Перо
Мы не зря вспомнили про 1968 год, он оставил глубокий след в душах консерваторов, которые с тех пор по всему миру борются с его последствиями, в том числе с глобализацией. Не исключено, что с того самого 1968 года глобализация не нравилась и Трампу. Не случайно он начал свою политическую карьеру в рядах Реформистской партии, созданной столь же экстравагантным, как и он сам, миллиардером Россом Перо, который, став третьим, внес изрядную сумятицу и интригу еще на выборах 1992 года. Не потому, что имел шансы победить сам, а потому что фактически подставил ножку Джорджу Бушу-старшему, отобрав у него значительную часть избирателей.
Уже тогда Росс Перо доказывал, что производительность труда в США падает, а конкурентоспособность предприятий находится на плачевном уровне. При этом государственные расходы США непомерно велики, что привело к ужасающему внешнему долгу и ежегодному дефициту бюджета. Хотя в то время госдолг составлял «всего» 4 трлн долларов (сейчас — почти 20 трлн). Перо выступал против Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), требовал протекционистских мер для американской промышленности и создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Перо предлагал пересмотреть участие страны в международных организациях и, поскольку холодная война закончилась, в несколько раз урезать военный бюджет. Он требовал не просто восстановить американскую индустрию, но в первую очередь разработать государственную программу развития «производств будущего», говорил о важности образования для развития страны и в связи с этим настаивал на его доступности и современности и предлагал бизнесу способствовать промышленному развитию и увеличению числа рабочих мест в стране. В общем, все то, чего теперь требует Трамп. И так же, как Трампа, его упрекали в расизме и в том, что его поддерживают американские «ватники», как сказали бы теперь.
Все пошло не так
Но, видимо, время для таких