За тринадцать лет пребывания в составе Европейского союза страны Центральной и Восточной Европы лишились экономической самостоятельности, поскольку находятся на финансовых препаратах «искусственного поддержания жизни» из бюджета ЕС. Основа для самостоятельного экономического развития в Восточной Европе была уничтожена, политика стимулирования экономического развития оказалась неэффективной. Если перекрыть «новым европейцам» денежный поток из Брюсселя, то страны этого региона ждет серьезный экономический кризис. И, похоже, все к тому идет: с одной стороны, случился «брексит», наблюдается усиление евроскептиков, а с другой — запланировано сокращение дотаций и возможен полный отказ от политики кохезии с 2020 года.
Принцип Робин Гуда
Политика кохезии — это политика Робин Гуда: богатые страны Евросоюза отчисляют взносы в общий бюджет, затем формируются структурные фонды, из которых выделяются дотации на развитие экономики и социальной сферы в бедных странах ЕС. Согласно аналитическому докладу KPMG, в 2007–2015 годах «новая» Европа получила таким образом порядка 176 млрд евро. Это 15% совокупного ВВП стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), созданного за этот период. То есть, по сути, шестая часть экономики региона — воздух. А в действующем семилетнем бюджете ЕС на 2014–2020 годы на дотации региону в рамках политики кохезии выделено еще 167 млрд евро.
Надо заметить, что Восточная Европа никогда не была самодостаточным регионом. В социалистический период экономическое развитие стран Варшавского договора обеспечивал Советский Союз. В 1990-е годы Восточную Европу материально поддерживали Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и прочие финансовые организации, кредитовавшие постсоциалистические страны при условии проведения ими либеральных реформ и перехода к рыночной экономике. Дополнительным (негласным) условием, на котором выдавались кредиты, была политическая лояльность местных правительств. Восточная Европа полностью переориентировалась на США.
После большого расширения ЕС в 2004-м и последующих расширений 2007 и 2013 годов главным донором Восточной Европы стал Брюссель, решивший поддержать регион и поднять его экономическое и социальное развитие до уровня стран Старого Света. Включение в состав Евросоюза бывших социалистических республик было и до сих пор остается спорным решением. Ряд стран ЦВЕ не соответствовал так называемым копенгагенским критериям членства в Евросоюзе. От претендентов на вступление требовали успешной рыночной экономики, которая могла бы выдерживать свободную конкуренцию на едином европейском рынке, однако разрыв в основных показателях экономического развития между кандидатами на вступление в ЕС и странами Западной и Северной Европы был многократным. Тем не менее союз 12 относительно близких друг другу экономически, культурно и географически стран превратился в конгломерат из 28 участников с огромными контрастами. Для преодоления драматического разрыва и была разработана политик