«Нет судьбы, кроме той, что мы сами себе выбираем». Эти слова Сары Коннор из фильма «Терминатор» сейчас как никогда применимы к украинскому народу, чье государство умирает. Да, состояние Украины ухудшалось с самого момента создания этого государства в начале 1990-х, однако последние три года, начиная с госпереворота в феврале 2014-го, Украина не покидает палаты реанимации. В ближайшее время ситуация будет только усугубляться. Виной тому и разочарование Запада в украинском проекте, и истощение внутренних ресурсов, и, наконец, усталость от бессмысленных действий у самого главного (а по мнению некоторых, единственного) игрока, заинтересованного в сохранении территориальной целостности посткрымской Украины, — России. Де-факто легализация паспортов ДНР и ЛНР на территории РФ наглядно показывает, что Кремль готов рассматривать другие варианты будущего для своего юго-западного соседа.
Украина — государство, полное внутренних противоречий. Оно было соткано из кусков, веками развивавшихся в составе конкурирующих друг с другом цивилизационных проектов: российского, польского, турецкого и австрийского, — и при этом после обретения независимости менее чем тридцать лет назад выбрало унитарный путь развития. В этой ситуации элиты страны были обязаны создать единую национальную идею, которая объединяла бы украинцев в общество. Как, например, поступили в Иране после революции, создав концепцию Исламской республики.
Трагедия Украины в том, что эти элиты были: а) недостаточно квалифицированы и б) слишком заняты разграблением советского наследия, чтобы придумывать эффективную идею. Поэтому они пошли по простому пути, консолидируя нацию через ненависть к соседу. «Украина не Россия» — таков был их лозунг. Поэтому латентная русофобия присутствовала почти у всей новой украинской интеллигенции, и майдан лишь позволил ей раскрыться. Правда, Украине это не помогло, ведь избавление в конце февраля 2014-го от России и ее «марионетки Януковича» не принесло стране светлого будущего, а ввергло в еще более безнадежное настоящее.
Три одиночества
«Поймите нас. Задолбало» — гласила надпись на одной из майданных растяжек. И мир по-человечески понимал, что население Украины устало и от проворовавшегося президента Виктора Януковича, и от ощущения тотальной безнадеги, витавшей тогда над страной. Ситуация усугублялась тем, что президент сам дал населению мечту о светлом будущем, а потом сам же ее и отнял. Речь идет о «пути в Европу». Сначала украинцев убеждали в том, что соглашение об ассоциации с ЕС станет решением всех проблем страны — не только экономических, но и социально-политических (например, исчезнет тотальная коррупция), а затем Янукович отнял эту мечту, на время отказавшись подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, после того как Владимир Путин согласился выдать Украине кредит в 15 млрд долларов. И тогда люди вышли на майдан, требуя вернуть им мечту вместо денег и продолжить поход в Евросоюз.
Собственно, начавшийся в ноябре 2013-го майдан должен был тогда же и закончиться