Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Четыре зоны надежды


На многосторонних переговорах в Астане, которые проходят с участием представителей сирийского правительства и вооруженной оппозиции, наконец-то удалось достичь прорыва. Нет, противники, и сторонники Башара Асада не приблизились к решению ключевого для них вопроса (определения судьбы нынешнего президента Сирии) и даже не согласились, наконец, беседовать друг с другом напрямую, без посредников. Успех более скромен: удалось договориться о создании демилитаризованных зон в некоторых регионах страны. Но и это уже не мало.

Меморандум был предложен Россией и поддержан США, а так же двумя важными странами-гарантами мирного урегулирования – Турцией и Ираном. Сирийская оппозиция дала свое согласие на создание зон безопасности не без труда. Часть ее делегатов, как передают информационные агентства, демонстративно покинула зал переговоров во время церемонии подписания меморандума. Тем не менее, дело сделано: подпись противников Асада под этим документом есть.

Их возмущение вполне понятно. Кто в Сирии больше выиграл от заключения меморандума, так это официальные власти. Зоны безопасности создаются на юге страны, в провинции Идлиб, к северу от города Хомс, а так же в Восточной Гуте. То есть, в тех регионах, где правительственные войска достигли определенных успехов. Конечно, точные карты зон безопасности будут готовы только к 22 мая. Но пока меморандум похож на юридическое закрепление если не побед войск Асада, то режима статус-кво установившегося между правительственными силами и его умеренными (по современным сирийским меркам) оппонентами.

Такой худой мир, не очень устравающий противников нынешних сирийских властей, безусловно, лучше громких добрых ссор, которые то и дело создают проблемы для великих держав. Не лишне напомнить, что именно в Идлибе совсем недавно произошел не до конца понятный инцидент, связанный с, якобы, имевшим место применением химического оружия войсками Асада. В результате Трамп отдал приказ об атаке авиабазы Шайрат. Она, кстати, находится неподалеку от Хомса, города, рядом с которым будет располагаться одна из зон безопасности.

Боевые действия на юге Сирии, из-за близости Голанских высот, всегда были чреваты втягиванием в конфликт Израиля. А это стало бы кошмаром для руководства США и подарком боевикам запрещенной в России группировки ИГИЛ. Поэтому израильтяне, с опаской взирающие на происходящее в соседней стране, благоразумно держат вооруженный нейтралитет, позволяя себе лишь точечные вмешательства в ход сирийской гражданской войны. Но гарантий того, что так и будет впредь, никто не даст до тех пор, пока вблизи границ еврейского государства идут бои.

Что касается Восточной Гуты, то название этого оазиса вблизи Дамаска выучил весь мир в августе 2013 года. Тогда здесь произошла самая жестокая, за всю войну, химическая атака (количество ее жертв, по различным подсчетам, составляет от нескольких сотен до примерно двух тысяч человек), создавшая труднейшую международную проблему, в первую очередь, для администрации Барака Обамы. США стояли буквально в шаге от вмешательства в войну в Сирии. От очередного военного конфликта с трудно прогнозируемым исходом Соединенные Штаты, а вместе с ними и мир, были спасены, в значительной мере, благодаря усилиям России, способствовавшей ликвидации химического оружия режима Асада.

Немаловажная деталь: зоны безопасности создаются на шесть месяцев. Если все сложится удачно, этот срок продлят. Но постоянными, вплоть до окончания конфликта, зоны безопасности не будут. Значит, меморандум в Астане – не прелюдия к исчезновению Сирии с географических карт. Даже тень юридического оформления раскола этой страны откровенно пугает ее соседей. Не будет единой Сирии - под вопрос будет поставлено итак эфемерное единство Ирака. Скорее всего, появится независимое курдское государство. А уже одно это грозит региону новой большой войной.

Открытым для широкой общественности остается вопрос, как будут функционировать зоны безопасности. Судя по обнародованной для прессы информации, там планируется запретить полеты военной авиации, создать линии разграничения, а главное, туда введут некие международные контингенты для поддержания мира. Что это будут за контингенты пока не очень понятно. Вряд ли в данном случае поможет введение в Сирию миротворцев ООН. Действия «голубых касок» бывают эффективными только там, где конфликт уже потух. Это демонстрирует опыт многих стран, скажем, соседнего Ливана. В Сирии явно нужны другие стражи мира, имеющие реальные рычаги влияния на противоборствующие стороны. Вероятно, вопрос о том, кто и как будет защищать режим прекращения огня в демилитаризованных зонах, станет самым сложным в ходе дальнейших переговоров по урегулированию ситуации в Сирии.