Сто дней президентства Дональда Трампа можно признать неудачными. Дать такую оценку просто: в своей Геттисбергской речи будущий президент США подробно описал все свои планы на этот период. Получилось мало, за исключением тех решений, которые требовали лишь одной подписи главы государства, —например, выход из Транстихоокеанского партнерства. Не потому, что Трамп не хотел выполнять обещанное или врал избирателем. А потому что не смог. Потому что ему не дали. Инициативы Трампа буксуют в судах и в Конгрессе с республиканским большинством. На Трампа давят бюрократы, политические оппоненты, элиты, СМИ. До сих пор его проносящийся по Вашингтону кортеж прохожие встречают свистом и поднятым вверх средним пальцем. До сих пор в Конгрессе идут разборки о русских хакерах и подпольных связях людей Трампа с Кремлем. Противники ищут повода, чтобы инициировать процедуру импичмента. Администрация президента недоукомплектована, особенно специалистами второго и третьего эшелонов. Под давлением ушел в отставку советник по нацбезопасности Майкл Флинн. Теряет влияние и другая знаковая фигура — советник Стивен Бэннон. Кандидаты отказываются идти работать в Белый дом — пресса моментально подвергает их обструкции. Внешнеполитические решения Трампа отдают дурным шоу, импульсивными метаниями и усугубляются некомпетентностью аппарата.
Почему у Трампа пока не получилось? Похоже, у него так и не была разработана программа на президентский срок — он исходил лишь из предвыборных тезисов. Он недооценил уровень сопротивления системы, недоверие политических и бюрократических элит, готовность к предательству республиканских однопартийцев. Он не нанял сильных юристов, которые отстаивали бы его интересы в многочисленных судах. Он оказался не готов к стилю политической работы — в своей компании бизнесмен был единоличным лидером и принимал все решения, а в Вашингтоне необходимо договариваться. Он не смог заранее подобрать сильную команду, прежде всего в экспертном и интеллектуальном плане, которая помогла бы составить четкую программу действий.
В чем смысл концепции Make America Great Again? С одной стороны, это красивая предвыборная установка: вернуть американский капитал — финансовый, промышленный, военный, даже идеологический — на родину и за счет этого дать импульс американской экономике. Но с другой стороны, проблемы Штатов куда глубже, чем показывает официальная статистика. И перед Трампом, вероятно, стоит куда более приземленная задача: не допустить кризиса, резкого схлопывания финансовых пузырей, не вовлечь страну в новые геополитические авантюры. Это понимает президент, это понимают население и элиты. Ведь по большому счету Трамп выиграл за счет того, что задавал правильные проблемные вопросы, которые били в резонансные для американского общества точки — электоральные расхождения касались только противоречивого образа самого несистемного кандидата. А вот с ответами оказалось туго. Кроме того, для решения всех вышеперечисленных задач требуется межэлитный консенсус, консолидация