Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Театр правового абсурда


Мы много говорим о необходимости улучшения работы прокуратуры, МВД, надзорных и контрольных органов. Но при этом сам объект, который они охраняют, как правило, остается за кадром.

Начнем с масштаба объекта охраны. Считается, что незнание законов не освобождает от ответственности. Однако в России добраться до знания о праве и законах, в которых оно изложено, непростая задача. В школах и вузах этому не учат, а правовая система «Консультант-плюс» бесплатно работает только по ночам и в выходные дни. При этом в ней десятки тысячи правовых актов, в которых не каждый юрист может разобраться.

От этого «правового цунами» страдаем не только мы, граждане, но и чиновники, особенно муниципальные. Нередко они не могут даже собрать воедино тысячи правовых актов, которым должны следовать, поскольку их этому тоже никто не учит. А потому, когда прокурор пишет: «Глава муниципального образования, являясь должностным лицом, постоянно осуществляя функции власти, обладая соответствующей квалификацией и опытом работы, знал требования федерального, регионального законодательства и иных правовых актов и должен был их соблюдать», — то понимаешь, что товарищ либо не осознает масштаб бедствия в органах местного самоуправления, либо делает вид, что не осознает.

Подчас и сами правоохранители не в состоянии освоить все, что должны охранять, в чем убеждаешься, когда на курсах повышения квалификации прокурорских работников задаешь вопрос: «Может ли глава муниципального образования принимать нормативные правовые акты?» Большинство слушателей этот вопрос ставит в тупик.

С внутренним устройством объекта охраны проблем еще больше. Вот, например, словосочетание «полномочие органа власти» — это «право» или «право плюс обязанность»? Ни один федеральный закон не отвечает сегодня на этот вопрос. В результате многие хорошие полномочия, установленные федеральным законами для органов власти регионов и муниципалитетов, даже не принимаются к исполнению, то есть не вписываются в положения о министерствах, управлениях и т. д. Управленческая вертикаль впадает в ступор. Уже не говоря о том, что, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, «употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов» есть коррупциогенный фактор.

Еще одна проблема — разброс элементов нормы права по разным правовым актам. Поскольку любая норма права имеет три составляющие: гипотеза (условия), диспозиция (правило поведения) и санкция (меры принуждения за невыполнение правила в данных условиях), то закономерно ожидать, что все они устанавливаются одновременно и описываются в одном правовом акте. Но не тут-то было.

Например, полномочия органов власти определены почти во всех федеральных законах, а санкций за их неисполнение в большинстве случаев нет. Зачастую гипотеза и диспозиция — в одном законе, санкция — в другом, и не сразу найдешь в каком. В частности, о знаке «Ограничение скорости» написано в Правилах дорожного движения, а о наказании за превышение скорости — в Кодексе об админис