Москва официально вписана в мировую «ось зла» вместе с Ираном и Северной Кореей. Уменьшения санкционного давления не будет — ожидается дальнейшая эскалация. Санкционный закон номер 3364 стремительно прошел обе палаты Конгресса США и был утвержден так единодушно (419 голосов против трех в Палате представителей, 98 голосов против двух в Сенате), что недовольный Дональд Трамп не посмел наложить вето, хотя и назвал его «весьма ущербным».
«Он представляет желание американского народа увидеть, что Россия предпринимает шаги для улучшения отношений с Соединенными Штатами», — забавно оправдывается хозяин Белого дома. Выражайтесь точнее, господин президент: закон представляет желание американских элит увидеть капитуляцию элиты российской. Продолжение международной эскалации никак не выгодно и не интересно простым американцам, которых уже год, как приходится распалять фантазиями о российских хакерах. Не выгодно и простым россиянам, которые выступают невольными жертвами санкционных атак на российские компании и элиту. Сами, мол, виноваты со своим Путиным и 86%. Корректируйте цифры.
Но это все тонкости. Конгресс установил рамки холодной войны и объяснил своим союзникам, что Россия отныне нерукопожатный контрагент, а сомневающимся оппонентам — что никакие Трампы не остановят антироссийскую политику, санкции на годы и десятилетия. Российским элитам сегодня предстоит крепко призадуматься, как жить дальше и, главное, в какой стране мира.
Закон о санкциях (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364) представляет собой многослойную платформу-конструктор, части которой разбираются, исключаются, дополняются и активизируются в любой момент по желанию политического руководства Соединенных Штатов, причем как Конгресса, так и самого президента. Отдельные положения вступают в действие немедленно, некоторые остаются на усмотрения Дональда Трампа «в интересах национальной безопасности». Это комплексный, но довольно гибридный закон, который будет применяться в зависимости от внутренней и внешнеполитической ситуации.
Законодатели собрали воедино все претензии к России по поводу Крыма и Донбасса, Сирии, подрыва кибербезопасности США, вмешательства в американские выборы, а также энергетической политики в Европе, действиям в Евразии, нарушении прав человека. Появилась и новая — политическая — тематика: коррупция и финансовые преступления российских элит. В документе сгруппированы все предыдущие санкции, начиная с «Акта Магнитского», часть из них усилены и персонифицированы. Если коротко перечислять секторы давления, то это технологии в сфере нефте- и газодобычи, строительство газопроводов, приватизация госкомпаний, зарубежное кредитование и рынок ОФЗ (см. Рагу, приправленное ненавистью: краткий дайджест H.R.3364). Важно отметить, что санкции расширены за счет экстерриториальности, то есть могут распространяться на иностранные компании или физические лица, которые взаимодействуют с российскими бизнесом и властью. То есть по факту Россия отныне не только сч