О специфике контрольно-надзорной деятельности, в том числе о переходе к дифференцированному планированию проверок, информатизации и профилактике нарушений «Эксперту Северо-Запад» рассказал председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев.
– Как вы считаете, каким образом и насколько серьезно коррупционные проявления сказываются сейчас на экономическом развитии, бизнес-климате и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга?
– Как явление, коррупция всегда наносит разрушительное воздействие любой экономике. И бизнес-климат при этом, конечно, тоже страдает.
Говоря о Санкт-Петербурге, не могу сказать, что коррупционные проявления выходят на передний план в числе имеющихся проблем его экономического развития. Наш город всегда был и остается крупнейшим промышленным, научным, культурным, туристическим и управленческим центром страны, располагает мощной экономикой и богатым человеческим капиталом. В этом смысле Санкт-Петербург всегда инвестиционно привлекателен и в рейтинге российских регионов по инвестиционному климату традиционно занимает высокие позиции.
Например, по итогам прошлого года, по оценкам экспертов, город лидирует по развитию государственно-частного партнерства, а индекс физического объема инвестиций в основной капитал организаций уже со второго полугодия 2016 года вышел на траекторию устойчивого роста на фоне снижения этого показателя по России в целом. В городе на различных этапах реализации с 2016 года находится восемь проектов на общую сумму инвестиций около 300 млрд рублей, а рост инвестиционных расходов частных инвесторов по сравнению с 2015 годом составил более чем 27%.
– Государственно-частное партнерство – это инструмент скорее для крупного бизнеса, а как обстоят дела с малым и средним предпринимательством?
– Понимая важность полного искоренения из нашей экономики такого явления, как коррупция, мы ежегодно проводим комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, по результатам которого выявляем остроту данной проблемы в бизнес-среде.
Могу констатировать, что мониторинг прошлого года показал заметное снижение остроты внимания бизнеса к этой проблеме, хотя в отдельных сферах городской экономики предприниматели все же отмечали коррупцию и бюрократию в числе проблем на пути своего развития. Тем не менее, экономика быстрыми темпами очищается от этого зла, и бизнес тревожится по этому поводу все реже.
– Какие меры по борьбе с коррупцией в Санкт-Петербурге вы оцениваете как наиболее эффективные?
– Одной из самых обширных сфер для коррупционных проявлений, по мнению большинства экспертов и представителей предпринимательской общественности, является контрольно-надзорная деятельность органов власти. И Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, как уполномоченному органу исполнительной власти города по координации деятельности в сфере контроля-надзора, отводится ответственная задача по реализации на территории Санкт-Петербурга всех механизмов, заложенных в приоритетной программе по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Главными механизмами этой программы, на мой взгляд, наряду с переходом города от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, является информатизация контрольно-надзорной деятельности, организация проверок подконтрольных субъектов бизнеса без взаимодействия с ними и профилактика нарушений обязательных требований посредством выдачи предостережений подконтрольным субъектам о недопустимости таких нарушений.
Все эти механизмы заложены в целевую модель по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Санкт-Петербурге и должны быть полностью реализованы уже до конца года в соответствии с утвержденным городом планом. Я очень надеюсь, что, начиная с 2018 года, деятельность 19 органов регионального контроля (надзора) по 48 видам такого контроля в городе примет принципиально иной характер. Мы «в ногу» со всей страной должны уйти от «палочной» системы контроля, обеспечить максимальную открытость процессов регионального контроля, минимизировать возможность взаимодействия предпринимателей и чиновников в ходе проведения контрольных мероприятий, развернуться «лицом» к бизнесу.
– Как меняется отношение петербуржцев к коррупции, какую роль играет социальная реклама и профилактика?
– Социальная реклама по противодействию коррупции затрагивает всевозможные направления антикоррупционной деятельности, пропаганду общепринятых моральных устоев. Демонстрация негативных последствий, в том числе мер наказания коррупционеров, а также пропаганда преимуществ организации бизнеса, защищенного от коррупции, дает положительный и накопительный эффект. Проблема перестала замалчиваться, и люди осознали, что никто не имеет права требовать что-то взамен при выполнении своих служебных обязанностей. Кроме того, пришло понимание, что ответственность ложится на всех участников коррупционного прецедента.
– Какими принципами в ходе деятельности важно руководствоваться бизнесменам, чтобы, возможно, по незнанию не нарушать антикоррупционное законодательство?
– Бизнесменам необходимо помнить, что проблему всегда можно решить законными методами – собрать все необходимые документы, получить печать или подпись, разрешение на тот или иной вид деятельности и т.д. Нужно твердо стоять на своем, не поддаваться провокациям, изучить существующий опыт по своему вопросу и действовать сообразно установленным правилам. В случае если взятку действительно вымогают, можно обратиться в соответствующие надзорные органы с жалобой.
Открыт для диалога
Эльгиз Идрисович Качаев возглавляет Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга с 1 января 2013 года.
Родился 6 апреля 1963 года.
В 1981 году закончил Ленинградское профессиональное училище № 137, в 1990 году – исторический факультет ЛГУ, в 2002-м получил второе высшее образование в Северо-Западной академии государственной службы по специальности «юриспруденция». Старший сержант воздушно-десантных войск, проходил службу в отдельной разведывательной роте 98-й дивизии ВДВ.
В 1989-1991 годах работал в Региональном центре МЖК Ленинградского областного комитета ВЛКСМ. Затем занимался предпринимательской деятельностью в области внедрения новых технологий и ремонта оборудования на предприятиях энергетического комплекса. С 2005 года возглавлял Санкт-Петербургское региональное отделение «Деловой России», являлся председателем отраслевого Комитета по энергетике, стал членом генерального совета общероссийской организации «Деловая Россия». В 2007 году организовал Ассоциацию содействия развитию предпринимательства «Санкт-Петербургский межрегиональный информационно-деловой центр», действующую при поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. С 2008 года возглавлял Комитет по поддержке и развитию малого бизнеса Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Член Регионального координационного совета Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге.
Как «чиновник от бизнеса», всегда подчеркивает, что открыт для диалога с предпринимателями и открытого обсуждения всех возникающих проблем.
Прием: по понедельникам с 17:00 до 18:00 в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16, кабинет 236).
Предварительная запись по телефону (812) 576-00-70.
Полномочия Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1040 «О Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга», комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Комитет в соответствии с Положением также осуществляет следующие виды государственного контроля:
1. Региональный государственный контроль за соблюдением управляющими розничными рынками компаниями требований Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
2. Контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра.
3. Лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
4. Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление государственного контроля (надзора)
Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 №215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)».
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011 №503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.03.2012 №103 «Об утверждении статистического инструментария д ля организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности».