Активизация антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге, наблюдаемая в последние годы, а также совершенствование законодательства уже приносят реальные результаты и оказывают существенное положительное влияние на бизнес-климат и социальную сферу города
Главным, постоянно действующим антикоррупционным координационным органом при губернаторе Санкт-Петербурга является сейчас Комиссия по координации работы по противодействию коррупции. В этом году состоялось уже два ее заседания – в марте и июне. При этом слушания проходят открыто, а все протоколы и принятые решения опубликованы на официальном сайте администрации города.
Так, 28 июня 2017 года во вступительной речи губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подчеркнул, что в этом году в рамках Петербургского международного экономического форума городом было подписано вдвое больше соглашений, чем в 2016-м, а суммарный объем инвестиций почти достиг 250 млрд рублей. «Такие данные свидетельствуют о высоком доверии инвесторов к деловому климату, который мы создали в нашем городе. В том числе это касается нашей совместной эффективной работы по профилактике коррупции, проводимой контрольно-надзорными органами и подразделениями городского правительства. И эти усилия мы не должны ослаблять», – сказал Георгий Полтавченко.
С докладом об итогах анализа эффективности деятельности заказчиков Санкт-Петербурга выступил председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Дмитрий Сачков. Об итогах аудита государственных закупок Санкт-Петербурга отчитался Вадим Лопатников – председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга. По инициативе прокуратуры города была заслушана администрация Приморского района. О работе администрации по реализации мер по противодействию коррупции, в том числе в подведомственных государственных учреждениях, доложил глава администрации Приморского района Николай Цед. Заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга – председатель Комитета государственной службы и кадровой политики Андрей Михайлов рассказал об у тверждении концепции нового риск-ориентированного подхода при противодействии коррупции в Санкт-Петербурге.
В целом главными задачами и направлениями антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге являются создание системы противодействия коррупции, устранение причин, порождающих коррупцию, противодействие условиям, способствующим ее проявлению. А также повышение степени риска совершения коррупционных действий, вовлечение общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Среди наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией в Санкт-Петербурге – не только работа по совершенствованию нормативной базы, но и максимальное раскрытие необходимой для бизнес-сообщества информации. В этом направлении за последние несколько лет городом проделана большая работа. Так, появился и постоянно совершенствуется информационный портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» (www. gu.spb.ru). Многие процессы, которые раньше требовали участия людей, теперь обезличены, что исключает коррупциогенные факторы. Существуют горячие линии по приему обращений и жалоб петербуржцев, и бизнесменов в частности, о фактах коррупции. Государственные служащие раскрывают сведения о доходах, эти сведения открыты и публичны.
В целях защиты прав граждан и создания благоприятных условий для обеспечения экономической безопасности в сфере промышленности и предпринимательства на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2006 № 52, осуществляет деятельность Межведомственная комиссия при правительстве Санкт-Петербурга по вопросам экономической безопасности.
Принцип гласности
С 2009 года в Санкт-Петербурге работает специальная линия «Нет коррупции!», которая предназначена для направления гражданами электронных сообщений о коррупционных проявлениях. Она включает электронный почтовый ящик на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет (//www.zakon.gov.spb.ru/hot_line). А также специально выделенную телефонную линию, функционирующую в режиме автоответчика с 9:00 до 18:00 по рабочим дням по номеру (812) 576-77-65. Всей поступившей на специальную линию информации обеспечивается конфиденциальный характер. Рассмотрение сообщений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для проверки информации сообщения направляются в правоохранительные, надзорные и контролирующие органы, а также в компетентные исполнительные органы власти города.
Как сообщил председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Леонид Богданов, за первое полугодие 2017 года на специальную линию «Нет коррупции!» поступило 303 (за шесть месяцев 2016 года – 284, за шесть месяцев 2015 года – 338) обращения. Из них 31 – анонимных. Признаки коррупционных проявлений содержались в 44 сообщениях (за шесть месяцев 2016 года – 47, за шесть месяцев 2015 года – 104). Эти признаки затрагивали 12 сфер общественной деятельности. Из них наиболее часто в обращениях поднимались вопросы деятельности подведомственных учреждений и государственных предприятий, а также самих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, деятельности правоохранительных органов и структур системы образования. По обращениям с признаками коррупционных проявлений в трех случаях информация подтвердилась частично; факты, изложенные в 11 обращениях, не подтвердились; два обращения были направлены для рассмотрения в другие регионы; по остальным 28 сообщениям проведение проверок продолжается.
В подавляющем числе случаев, когда информация подтвердилась полностью или частично, компетентными государственными органами были приняты меры по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных в дисциплинарном порядке, заявителям оказано содействие либо даны необходимые разъяснения.
Практически в каждом органе государственной власти и в правоохранительных органах действуют и собственные горячие линии, и электронные приемные для сообщений о коррупционных проявлениях – все данные размещены на соответствующих официальных сайтах.
«Безусловно, основной положительный эффект – люди знают, куда идти-звонить-писать в случаях, когда их склоняют к коррупции. Благодаря социальной рекламе эта информация получила широкое освещение. Конечно, формирование устойчивого мнения, что коррупция – это неправильный и преступный путь решения вопросов, необходимо», – уверен председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. Важно создавать в обществе нетерпимость к этому явлению, ведь в подкупе всегда участвуют двое: тот, кто предлагает, и тот, кто берет. Если общество будет нетерпимо к коррупции, то и предлагать не станут. «Кроме того, все государственные и муниципальные услуги должны быть построены таким образом, чтобы сама процедура их оказания исключала необходимость с кем-либо договариваться. Максимальная прозрачность таких услуг сформирует общественное мнение, не принимающее возможность решения вопросов за деньги», – продолжает Максим Мейксин. Специальный общественный механизм – «Центр общественного контроля», который возглавляет Анна Филоненко, также работает на повышение социально-экономического развития города, политики импортозамещения путем обеспечения общественного контроля за проводимыми государственными закупками и обеспечение конструктивного диалога и тесного взаимодействия институтов гражданского общества, граждан и органов власти.
Госзакупки на виду
Еще несколько лет назад одной из главных зон риска для коррупционных проявлений было распределение госзаказов. Однако сейчас все процессы стали максимально прозрачны и стандартизованы, что практически исключает возможности для злоупотреблений. Как отмечают эксперты, в сложное экономическое время бизнес берется за любую возможность заработать, а государственные контракты – это, по сути, гарантированные деньги.
И кризис сыграл против самих взяточников – конкурсные процедуры построены таким образом, что на первое место выходит самая привлекательная цена. Бизнес и так вынужден максимально занижать стоимость своих услуг, а с учетом распространенной ранее практики «отката» чиновникам в размере 10-20% любые работы просто становятся нерентабельными. Когда требования взяточников выше, чем возможности бизнеса, лояльность исчезает, бизнесмены активнее противостоят коррупции и все чаще обращаются в правоохранительные органы.
Однако попытки преступники все равно не оставляют. «С антимонопольной точки зрения коррупционные риски могут возникнуть в трех случаях, и все они касаются госзакупок. Первый случай с возможной коррупционной подоплекой – это так называемая заточка аукционной или конкурсной документации под определенного подрядчика (поставщика). Второе проявление коррупции – это антиконкурентные соглашения или картели, которыми фактически пронизана вся экономика страны. Ежегодно через систему госзаказа распределяются триллионы рублей. Конечно же, желающих заключить антиконкурентное соглашение и все поделить хоть отбавляй! В 2016 году ФАС России раскрыла более 700 сговоров на торгах, – отмечает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) Вадим Владимиров. – Зачастую мы можем увидеть на аукционе снижение начальной максимальной цены на 1-2%, и неважно, что на эти торги пришло, допустим, пять участников. Используя так называемую схему «таран», сговорившиеся компании сначала существенно понижают цену (бывали случаи, что такое понижение доходило до 60% от начальной максимальной цены контракта), а потом при рассмотрении вторых частей заявок оказывается, что это фикция, так как у мнимого победителя не хватает необходимых документов. Его заявка отклоняется, и выигрывает тот, кто понизился всего на 1%, то есть минимально. Мы такие картели выявляем регулярно и штрафуем нарушителей на довольно крупные суммы».
К третьей – специфической для России черте, чреватой коррупционными рисками, можно отнести и то, что в антиконкурентной деятельности активное участие принимают чиновники, которые потворствуют выигрышу «своих» компаний. В Петербурге примеров уголовного наказания за картельный сговор пока нет, но Санкт-Петербургское УФАС России активно работает в направлении выявления и пресечения антиконкурентных соглашений, в том числе и с участием органов власти. «Например, в начале августа этого года по итогам рассмотрения трех дел наше управление установило факт наличия сговора между администрацией муниципального образования «Черная речка» и тремя компаниями. В результате таких действий муниципалов без торгов было заключено 14 контрактов на общую сумму, превышающую 25 млн рублей. Так как конкурентные процедуры при заключении контрактов отсутствовали, то все контракты заключены без экономии бюджетных средств по максимальной цене», – говорит Вадим Владимиров.
«И для государственных служащих, и для представителей бизнеса основные принципы – это прозрачность, гласность и законность. Любая коррупция любит тишину. Публичное освещение фактов коррупции – это уже, по сути, серьезный механизм ее предотвращения. Призываем всех к открытости и прозрачности. Не стоит мириться с преступлением, нужно о нем говорить. Немалая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации», – говорит Максим Мейксин.
Совершенствовать законодательство
В целом инвестиционный климат в нашем городе улучшается, жесткого давления на бизнес со стороны власти нет, отмечают предприниматели. «Согласно рейтингу 2017 года Агентства стратегических инициатив, Санкт-Петербург по инвестиционной привлекательности занял 17-е место, тогда как в прошлом году он был на 22-м месте. Однако если говорить о критериях оценки эффективности антикоррупционных механизмов в Санкт-Петербурге, то они не должны работать лучше или хуже, чем в целом по стране, – говорит президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб ТПП), депутат Государственной думы Владимир Катенев. – Другой вопрос в отношении эффективности работы в регионах правоохранительных органов, выявляющих коррупционные механизмы. Я считаю, что каждый должен делать свое дело, правоохранительные органы должны блюсти законы, а предприниматели соблюдать их». При этом важно в борьбе с коррупцией не потерять бизнес, не создавать такие условия, при которых тень подозрения упадет на каждого предпринимателя.
«Понимая свою ответственность как депутата Госдумы, считаю, что российские законы содержат излишне сложные многословные тяжеловесные трактовки. Закон должен быть ясно изложен и понятен каждому человеку. Поэтому в борьбе с коррупцией важно уделить приоритетное внимание совершенствованию законодательства. Принцип гласности, применение технических приемов – аудио/ видеозапись – также являются эффективными средствами, поскольку обеспечивают предупредительное воздействие на должностных лиц», – заключает Владимир Катенев. Интернет позволяет минимизировать личный контакт между предпринимателем и чиновником, что снижает вероятность возникновения коррупционного риска. При этом Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата активно участвует в реализации антикоррупционной политики. Совсем недавно СПб ТПП стала участником пилотного проекта Торгово-промышленной палаты России и Генпрокуратуры, целью которого является проведение антикоррупционной экспертизы актов различных сфер предпринимательской деятельности во всех федеральных округах России. По итогам проведенной экспертизы предположительно будут выявляться системные проблемы нормативного регулирования, что позволит исключить коррупциогенные факторы из действующих актов и тем самым облегчить предпринимателям жизнь.
Высокий уровень коррупции наравне с административными барьерами является одним из главных препятствующих факторов для принятия решений вхождения в бизнес как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. «Для исправления сложившейся ситуации необходимы существенные изменения антикоррупционного законодательства РФ, так как политика государства в этой сфере в целом не успевает ликвидировать встающие перед страной вызовы, что приводит к возникновению коррупционных рисков как в национальной, так и в региональной экономике. Бизнес-среда в городе в последние два года, безусловно, менялась к лучшему, но это касалось принятых общефедеральных трендов по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата, что не в полной мере отражает реальный потенциал Петербурга по созданию благоприятных условий ведения бизнеса», – рассуждает с позиции бизнеса региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
К эффективным мерам Вячеслав Трактовенко относит общефедеральный тренд на автоматизацию внутренних бизнеспроцессов органов исполнительной власти, создание «единых окон» для приема документов и МФЦ по оказанию государственных услуг, целевые модели Агентства стратегических инициатив (АСИ), принятые распоряжением правительства России, достижение показателей, по которым отслеживает Экспертная группа АСИ, состоящая из предпринимателей. «Улучшение позиций России в рейтинге Мирового банка Doing Business, который теперь измеряется не только по столице, но и по Санкт-Петербургу, а также рост нашего города в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов и его первое попадание в двадцатку, наравне с все большей прозрачностью взаимодействия бизнеса с властью и уменьшением количества процедур, в целом изменяет ситуацию к лучшему, – отмечает Вячеслав Трактовенко. – Недостаточное внимание пока уделяется приведению в соответствие региональных норм федеральным законам, их изменениям, а также наличие внутренних регламентов или процедур, которые вообще ничем не регулируются, но требуются с предпринимателей на регулярной системной основе. Все это создает пространство для коррупции, особенно в сфере строительства и подключения к сетям». При этом, чтобы не быть замешанными в околокоррупционных ситуациях, бизнесменам необходимо знать свои права, уметь защищать их, стараться не связываться с недобросовестными посредниками, предлагающими «решить вопрос» или ускорить процессы и иметь твердую моральную позицию, выраженную в нежелании участия в коррупционных отношениях.
Подарки под запретом
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей.
Исключением являются подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и подлежат сдаче. Получение соответствующим лицом подарка в иных случаях является нарушением запрета, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка, – уголовную ответственность.
Комитет государственной службы и кадровой политики администрации губернатора Санкт-Петербурга
Защищая промышленность
Председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин:
– Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга является ответственным за государственную программу «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы. Это основной механизм реализации промышленной политики Санкт-Петербурга. В рамках программы осуществляется содействие предприятиям в продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках, привлечение заказов в промышленность Санкт-Петербурга, продвижение продукции в рамках межрегионального и международного сотрудничества, продвижение продукции предприятий агропромышленного комплекса, реализация комплекса конгрессно-выставочных мероприятий, развитие территорий нежилых зон Санкт-Петербурга, финансовая поддержка предприятий и привлечение финансовых ресурсов в промышленность.
В 2017 году планируемый объем мероприятий государственной программы составил 2093,6 млн рублей, в том числе 125,2 млн за счет средств федерального бюджета.
Основные коррупционные риски в рамках реализации мероприятий государственной программы возможны при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг для нужд Санкт-Петербурга, а также при предоставлении субсидий.
В части осуществления закупок комитетом предусмотрены все необходимые действия и меры по снижению коррупционных рисков в соответствии с действующим законодательством. В том числе комитет принимает меры, обеспечивающие предотвращение возможности возникновения конфликта интересов. Например, регламентом комитета предусмотрено согласование разрабатываемой документации для проведения закупки со структурными подразделениями комитета, отвечающими за финансовый контроль, проведение юридической экспертизы и т.д., что позволяет минимизировать риски возникновения конфликта интересов.
Все закупки в обязательном порядке подлежат обоснованию в соответствии с требованиями статьи 22 44-ФЗ.
Минимизация возможных коррупционных рисков, возникающих при предоставлении субсидий комитетом, выполняется в рамках следующих мероприятий:
– предоставление субсидий осуществляется строго в соответствии с порядками, разработанными и утвержденными правовыми актами комитета;
– получателями субсидий в рамках государственной программы являются средние и крупные предприятия (с многолетней историей), благодаря чему проще контролировать использование выделенных средств, по сравнению с субсидированием малых предприятий;
– первичный прием заявок на предоставление субсидий в обязательном порядке осуществляется сотрудниками подразделения комитета, не принимающими решений по выдаче субсидий;
– прием заявок осуществляется в помещении, оборудованном системой видеонаблюдения, заявки принимаются в порядке живой очереди с обязательной регистрацией в прошитом и пронумерованном журнале регистрации;
– в свою очередь, выдача субсидий осуществляется в строгом порядке подачи заявлений, согласно записям в журнале регистрации.
В случае выявления нарушений получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о нарушении условий предоставления субсидий (уведомление), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидий. Копия уведомления направляется в Комитет государственного финансового контроля (КГФК).
При этом выплаты по субсидиям являются предметом постоянного и пристального внимания контролирующих органов, ввиду чего в комитете на постоянной основе осуществляются проверки выдачи субсидий (например: в 2017 году – проведено девять проверок, в том числе три выездных проверки и шесть – в форме запроса о предоставлении информации). По результатам проведенных проверок контролирующими организациями нарушений комитетом действующего законодательства не выявлено.