В последние недели дипломатическая активность вовлеченных в украинский кризис государств заметно выросла. В центре тонкой политической игры оказалась инициатива введения в непризнанные республики Восточной Украины миротворческого контингента ООН. Президент Украины Петр Порошенко уже давно лоббировал эту идею, в частности для того, чтобы миротворцы из натовских стран взяли под контроль границу между республиками и Россией (по Минским соглашениям эта часть границы должна была отойти под контроль Украины только после превращения ее в федеративное государство), что позволило бы замкнуть блокаду Донбасса. Кремль к таким инициативам интереса, естественно, не проявлял, что позволяло Порошенко говорить, что Москва хочет заморозить конфликт с последующей «приднестровизацией» или аннексией самопровозглашенных республик.
Однако Владимир Путин не зря слывет мастером дзюдо — как единоборства, так и философии. Однажды основатель дзюдо Зигаро Кано сидел в саду и наблюдал за тем, как снег падал на ветки сакуры. Толстые, неповоротливые ветки ломались под тяжестью снега, однако гибкие ветки «накапливали» снег, а потом наклонялись, и снег под всей своей тяжестью падал на землю. Так появился принцип дзюдо «использовать энергию противника ему во вред». И 5 сентября Путин наконец-то «наклонил» ветвь.
Утром перемирие, вечером — санкции
Выступая на саммите БРИКС в Китае, российский президент согласился с идеей введения миротворческого контингента на Донбасс. «Наличие миротворцев, даже можно сказать не миротворцев, а тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ, считаю вполне уместным и не вижу здесь ничего плохого. Наоборот, считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на Юго-Востоке Украины», — заявил российский президент.
Предложение Москвы было поддержано в Берлине. И не просто поддержано. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль дал понять, что предложение Путина может быть первым шагом на пути снятия санкций с РФ. «Давайте, по крайней мере, добьемся установления режима тишины и отвода тяжелых вооружений, а затем в качестве вознаграждения отменим санкции и поможем в восстановлении Востока Украины», — заявил немецкий министр.
Заявление, прямо скажем, неожиданное. Его можно трактовать так, что Германия в украинском вопросе не будет, как раньше, смотреть в рот Соединенным Штатам. Авантюристическая линия Трампа и хамское поведение Конгресса (принявшего дискриминационный для Берлина пакет антироссийских санкций), а также фактор выборов в ФРГ привел к тому, что немецкие власти решили послушать своих бизнесменов и начали дрейф в сторону нормализации отношений с РФ.
Да, без согласия Украины ввести миротворцев невозможно, но Киев не может просто отказаться от идеи введения миротворцев, ибо тем самым окажется в слабой позиции. «Если раньше Украина говорила, что она предлагает ввести миротворческие силы, а Москва против, что показывает, кто хочет мира, а кто нет, то теперь уже Россия сможет спросить у Украины, почему она противится введению миротворческ