Отношения с регионами становятся важной частью политической и экономической работы Кремля. И речь идет не о простом омоложении губернаторского корпуса. Москва несколько лет подряд выходила на субъекты федерации с валом кадровых решений. В итоге новых губернаторов — «молодых технократов» накопилась критическая масса, чтобы с 2018 года инициировать новый импульс экономического развития страны со ставкой на регионы. Владимир Путин подчеркнул это недвусмысленно, когда заявил о серьезной реструктуризации долгового бремени субъектов. Остается интригой, ждать ли общей федеральной концепции или «молодые технократы» со связями в столице будут поднимать локальные экономики в режиме острой конкуренции за ресурсы центра. И при этом находиться в одной «путинской» команде.
Новые отставки
Губернаторские отставки посыпались одна за другой, не дожидаясь, пока осядет пыль политических баталий после единого дня голосования. К минувшей пятнице свои посты официально оставили главы Нижегородской и Самарской областей, Красноярского края, а также Ненецкого автономного округа (НАО) — соответственно Валерий Шанцев, Николай Меркушкин, Виктор Толоконский и Игорь Кошин. О грядущей отставке сообщил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. На смену отставникам приходят, как принято говорить, «молодые технократы», или, по выражению пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, «молодые широкопрофильные специалисты», которые «имеют опыт работы в органах федеральной власти на самых разных участках, в органах региональной власти и, по мнению президента, способны реализовывать, несмотря на молодой возраст, потенциал в интересах развития тех регионов, которые они возглавили».
Собственно, возрастная рокировка — это первое, что бросается в глаза. Абдулатипову 71 год, Шанцеву — 70, Толоконскому — 64, Меркушкину — 66. Старше лишь топ-аксакал, глава Кемеровской области 73-летний Аман Тулеев (см. таблицу). А на смену им идет сплошь сорокалетняя поросль.
Впрочем, кивать только на возраст бессмысленно, разве что упомянуть, что отставленные губернаторы-тяжеловесы давно утратили элитную поддержку в Москве и опирались лишь на свой электоральный капитал внутри региона. А он в последнее время давал течь. Можно ведь вспомнить и губернатора Белгородской области Евгения Савченко, тоже давно не юного, но очень популярного, а потому успешно обновившего мандат в этом году.
Нельзя сказать, что во всех вышеупомянутых регионах ситуация с экономикой плоха — бывает и хуже. Однако есть общие факторы: протест населения, внутриэлитная вражда, скудность инвестиций. Самая неприятная ситуация складывалась в Самарской области, где, с одной стороны, стремительно падал уровень жизни при дикой закредитованности региона, а с другой — губернатор ругался с федеральным центром: конфликтовал с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым, запросил дополнительные средства на постройку стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года, слишком активно продвигал своих ставленников в списки «Единой России» и т. д. За что, видимо, и поплат