«Один человек плюс закон — уже большинство». Чеканная формулировка идеального правового государства от 30-го президента США Калвина Кулиджа вспоминается всякий раз, когда рядовой россиянин решается в суде противостоять корпорациям и госструктурам. И вопреки ожиданиям побеждает. Как это удалось двум стюардессам Ирине Иерусалимской и Евгении Магуриной, которые уложили на лопатки своего работодателя — полугосударственный гигант Аэрофлот.
Мягкая посадка
В феврале 2017 года руководство авиаперевозчика решило перевести (заметьте, не уволить с работы, а перевести) двух бортпроводниц с международных рейсов на внутренние, что повлекло за собой существенное сокращение их зарплаты. В приказе «Аэрофлота» решение мотивировали просто: размер одежды стюардесс не соответствовал корпоративным нормативам. Увольнять не стали — острый дефицит квалифицированных кадров, работа тяжелейшая, зарплаты невысокие, вакансии не заполняются. А на внутренних линиях не только зарплата поменьше, но и требования попроще. Но бортпроводницы с приказом не согласились. Компромисса достичь не удалось, пришлось обратиться в суд.
Случаи судебного противостояния рядовых граждан нашей страны и федеральных организаций или гигантских корпораций уже почти рутина, сказали «Эксперту» такие авторитетные юристы, как Генри Резник и Михаил Барщевский. Правда, абсолютное большинство конфликтов на поверку сводятся к незаконному увольнению или дискриминации многодетных и беременных женщин. Известный санкт-петербургский адвокат Иван Павлов уточнил, что если дело касается подлинных интересов государственной системы, то поражение гражданина гарантировано на 99,99 процента: в судах тоже грамотные юристы, «умеющие писать так, что по форме все правильно, а по существу…» Дело «Аэрофлота» стоит особняком — и претензии специфические, и интересы «подлинные».
Кадровые вопросы в «Аэрофлоте» регулируются Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». На их основе авиаперевозчик разработал собственные внутрикорпоративные правила. Такова мировая практика.
Как и во многих других авиакомпаниях (British Airways, Air India, Emirates), в «Аэрофлоте» установлены требования к антропометрическим данным бортпроводников. Женщины-бортпроводницы должны быть ростом 160–175 см, а мужчины — до 185 см. Индекс массы тела, зависящий от роста и веса, у «Аэрофлота» должен быть в пределах 16–25 пунктов. Что, кстати, весьма щадящие показатели по сравнению с требованиями зарубежных авиакомпаний. Обусловлены эти параметры спецификой работы. Бортпроводники не просто не должны задевать пассажиров при движении по салону — им надлежит свободно расходиться с ними в проходе. К счастью, экстремальные ситуации в авиации редкость, но стюардам все же необходима хорошая физическая форма, чтобы в случае необходимости обеспечить максимально безопасную эвакуацию пассажиров из авари