Глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон и четверо его коллег по Женералитету (правительству) бывшей автономии 17 ноября предстанут перед бельгийским судом, где должен решаться вопрос об их экстрадиции в Испанию. В Мадриде каталонцев ждут и уже знают, в какую тюрьму их посадить: это «Эстремера», где содержатся другие члены Женералитета. При этом Пучдемон сохранит свободу выбора — сидеть в одиночной камере или вместе со своими незадачливыми коллегами. В преддверии судебного заседания Карлес Пучдемон снова сделал примирительное заявление в адрес Мадрида: «Я готов признать и другой вид отношений с Испанией, помимо требований о независимости… Альтернативное развитие событий абсолютно возможно. Я всегда выступаю за единство. Однако причина происходящего кроется в аннулировании статуса автономии от 2010 года, который был согласован парламентами Испании и Каталонии». Учитывая покладистость бывшего лидера бывшей автономии, испанские власти могут предоставить Пучдемону отдельную камеру с кондиционером.
Монетизация независимости
Вне зависимости от решения бельгийского суда по делу об экстрадиции Карлес Пучдемон не рассматривается Мадридом в качестве участника переговорного процесса. Виной тому, как ни странно, было нежелание Пучдемона отделять Каталонию от Испании. Когда экс-глава Каталонии говорит, что он всегда выступал за единство, он не лукавит. За Карлесом Пучдемоном стояли силы, готовые спекулировать итогами референдума о независимости, вынудить Мадрид пойти на уступки в вопросе перераспределения средств в пользу Каталонии, то есть попросту заработать. Плана на случай отказа Мадрида от торга у каталонских лидеров не было — они не готовились ни к силовому противостоянию, ни к мирному протесту.
Схема, по которой Барселона по капле выдавливает из Испании свободу и независимость, действовала в течение сорока лет. Еще в 1979 году Каталония получила автономный статус и официальное признание каталонского языка. Права автономии постепенно расширялись и время от времени подкреплялись референдумами о независимости, которые власти предпочитали называть опросами. Такие референдумы-опросы прошли в 2009 и 2013 годах, с привычными 90% в поддержку независимости, а в 2013-м парламент Каталонии даже провозгласил суверенитет, но в составе Испании. Нынешний референдум, прошедший 1 октября 2017 года, имел все шансы пройти спокойно, дать новые козыри в руки руководителей автономии на переговорах с Мадридом и успокоить ситуацию до следующего референдума.
Все пошло не так
Очередной спектакль, затеянный каталонскими властями, не задался по не зависящим от них причинам и приобрел собственную логику развития. Виной тому стало действие внешних факторов: теракты, проведенные в Каталонии запрещенной в России группировкой «Исламское государство», и неожиданно жесткая позиция Мадрида.
Террористы уже имели успешный опыт терактов в Испании. Одиннадцатого марта 2004 года были устроены взрывы в пригородных поездах, в результате погиб 191 человек и более двух тысяч получили ран