— Всё настолько глупо и непрофессионально,
что работать практически совершенно невозможно.
Невозможно понять логику непрофессионала.
Генрих Мюллер («Семнадцать мгновений весны»)
У специального прокурора по расследованию вмешательства России в президентские выборы США 2016 года Роберта Мюллера две новости, одна из которых, как водится, «хорошая», а вторая не очень. Мюллер может похвастаться первыми результатами и даже первыми задержанными — Пола Манафорта, бывшего главу предвыборного штаба Дональда Трампа, и его заместителя Рика Гейтса поместили под домашний арест. Несколько омрачает достигнутые успехи тот факт, что фигурантов обвиняют в действиях, не имеющих отношения ни к России, ни к президентским выборам в США, но дают следователям теоретический шанс «выбить» из обвиняемых любые показания по «российскому делу».
Своевременный рудимент XVIII века
Верит ли американская элита, что «российское вмешательство» решило исход американских выборов, либо это удобный повод поставить на место президента, чуждого обеим ведущим американским партиям, уже не важно — кампания против России стала объектом фетишизма. Сами США, даже если мы забудем о примерах прямого военного вмешательства, не сильно ограничивают себя в политической активности за рубежом. Американцы создают массу некоммерческих организаций по всему миру, занимаются «обучением» начинающих иностранных политиков, официальные представители Вашингтона считают своим долгом встречаться не только с властями любой страны, но и с представителями оппозиции. Всем памятно, как в 2012 году посол США в России Майкл Макфол, приехавший на встречу с российскими оппозиционными лидерами, искренне возмущался из-за просьбы журналистов рассказать о повестке встречи. «Это дикая страна оказалась, это ненормально, так не бывает у нас, не бывает в Англии, не бывает в Германии, не бывает в Китае — только здесь и только с вами!» — кричал тогда посол США в России. Встретиться с кандидатом в президенты другой страны, можно сказать, обязанность американского посла, и при этом никто не считает происходящее вмешательством в выборы.
В свою очередь законодательство США — акт Логана 1799 года — запрещает частным лицам вести переговоры с официальными представителями иностранных государств, имеющими разногласия с Соединенными Штатами. Джордж Логан, чьим именем назван закон, не был его автором. Напротив, к появлению этого законодательного акта привели его «ужасные» поступки. США, получив независимость, тут же умудрились испортить отношения с Францией, поддержавшей их в войне с бывшей метрополией. Джордж Логан отправился во Францию как частное лицо и сумел снизить градус напряжения между двумя странами. Но полномочий не имел. В Вашингтоне отреагировали запретом на такие контакты.
Вот под этот странный закон конца XVIII века формально и подпадали контакты сотрудников предвыборного штаба Дональда Трампа с послом России в США Сергеем Кисляком — правда, при условии, что стороны вели переговоры о внешней политике США. Первой жертвой раз