Трибуны на южнокорейской Олимпиаде рискуют оказаться полупустыми. Оргкомитет «Пхенчхан-2018» в ужасе: Игры стартуют 9 февраля, а огромная часть билетов до сих пор не продана. Причины сугубо политические: туристов пугает возможная эскалация конфликта с Северной Кореей и новые ядерные испытания Пхеньяна. К слову, летние Игры в Сеуле в 1988 году не вызывали у иностранных визитеров столь серьезных опасений. На популярность Пхенчхана также влияют допинговые скандалы с российской сборной. Несмотря на решение Спортивного арбитражного суда (CAS) в пользу 28 российских олимпийцев, Международный олимпийский комитет (МОК) не спешит приглашать реабилитированных атлетов на соревнования. В итоге от России в Корею поедут лишь 169 спортсменов из заявленных пятисот, причем «отцеплены» лидеры сборной. Болельщики, порядком уставшие от неспортивного поведения спортивных чиновников, бойкотируют Пхенчхан. Когда спорт стал разменной монетой в политике, олимпийский огонь, призванный зажигать сердца, начал разжигать конфликты.
На трибунах становится тише
Политизация Олимпийских игр отталкивает значительную часть целевой аудитории спортивных турниров. Об этом говорит история Игр. Подтверждением тому стали и чрезвычайно скромные продажи билетов на южнокорейскую Олимпиаду. В конце декабря оргкомитет «Пхенчхан-2018» сообщил, что удалось реализовать 655 тыс. билетов — 61% от первоначального плана. Продажи «идут медленными темпами», сообщает официальный сайт организации.
Справедливости ради стоит отметить, что по сравнению с ноябрьскими показателями (продан 31% билетов) сейчас наблюдается заметный рост спроса. Однако до 1,07 млн билетов, заявленных организаторами в качестве конечной цели, еще далеко. Приходится идти на нерыночные хитрости. Поддержать Игры согласилась Корейская федерация работников, которая проспонсировала некоторые мероприятия и выкупила места на трибунах для своих сотрудников. Министерство образования страны также приняло решение приобрести билеты для школьников.
Между тем Олимпиада обходится Сеулу в круглую сумму. Расходы составляют около 13 млрд долларов, из которых два с половиной миллиарда — непосредственно бюджет оргкомитета «Пхенчхан-2018», остальное вложено в инфраструктуру страны.
Ставки высоки, но и выигрыш казался достойным. По оценкам местного исследовательского центра Hyundai Research Institute, Игры помогли бы привлекать в страну дополнительно около миллиона иностранных туристов ежегодно, что принесло бы в госказну примерно 40 млрд долларов. «Южная Корея надеялась, что Олимпийские игры приведут к экономическому росту и притоку иностранных гостей. Сеул мог закрепить за собой статус нового центра для зимних видов спорта в Азии», — признается руководитель оргкомитета «Пхенчхан-2018» Ли Хи Биом. Но корейские мечты разбились о 38-ю параллель.
Пока Южная Корея модернизировала дороги и расширяла высокоскоростную железнодорожную сеть, Северная Корея запускала ракеты и проводила ядерные испытания. Опасная близость Сеула к суровому соседу пугает иностран