Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Бесславный конец олимпизма


Россия не избежала того, что идеологи запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) называют «автономным джихадом», — стихийных терактов, почти не требующих подготовки и совершаемых одиночками. До теракта в Кизляре были нападение на прохожих в Сургуте, на полицейских в подмосковной Балашихе и Каспийске. В качестве оружия использовались ножи и топор.

Отличительная черта таких терактов — сомнения по поводу природы события. Ведь взрывы говорят сами за себя, не оставляя место толкованиям. «Автономный джихад» порождает спектр версий: безумие, наркотики, бытовое насилие, несчастный случай? Окончательная интерпретация приходит из внешнего источника. В Кизляре таким источником стал видеоролик, который снял Халил Халилов, перед тем как отправиться убивать прихожан храма св. Георгия.

Один из любопытных, хотя на первый взгляд отвлеченных вопросов политической науки состоит в том, что делает событие политическим. Американские школьные расстрелы, которым потерян счет, становятся не событиями политической жизни, а лишь поводом рассуждать о какой-то гнили в державе, как в известном фильме Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». Акты «автономного джихада», по своей жестокости и абсурдности неотличимые от школьных расстрелов, попадая в контекст исламских политических движений, обретают в этом контексте и политический смысл. Однако их неотличимость — по прочим признакам — от множества других жестоких, ужасающих, но не политических преступлений как раз и говорит о том, где очутились сейчас поборники «джихада», «исламского порядка» и прочих подобных прогремевших по миру прелестей. Их олицетворяет юный люмпен, который насмотрелся проповедей в Сети и, пребывая в уверенности, что защищает сирийских мусульман, убил пятерых прихожанок провинциального храма в России.

Неудачники

«Арабская весна», при зрелом рассуждении, была весной исламской. Если в свержении египетского диктатора Хосни Мубарака на первых порах и сыграли небольшую роль либеральные политические группы, то вскоре они отошли в тень, уступив инициативу и первенство исламским политическим движениям. На какое-то время именно эти движения вышли на главные роли, впервые за много лет получив шанс взять власть и показать свою способность к реформам. И почти везде полностью провалились. В Египте попытки президента из «Братьев-мусульман» перекроить Конституцию страны в соответствии с его политическими взглядами и против воли половины сограждан закончились военным переворотом, который только и принес стране стабильность. В Ливии «арабская весна» обернулась гражданской войной, иностранной интервенцией и фактическим распадом страны. Сирию от того же исхода избавила только военная помощь России и Ирана. Ирак едва не рухнул под ударами ИГ.

Заметим, среди множества исламских политических групп, действовавших и действующих в Сирии и Ираке, придерживавшихся разных взглядов и часто враждовавших друг с другом, наиболее успешной — с точки зрения и военной эффективности, и политического контроля, и известности — оказалось именно ИГ