Говорить, что вы против Евросоюза, против вмешательства в дела других стран, и не скрывать своего восхищения патриотизмом Владимира Путина — это точно очень смело для Франции. Для западной медиасреды журналист Эрик Земмур вот уже лет пятнадцать — знаменитость особенная. Во-первых, он относит себя к правым. Так как во французских СМИ 95% журналистов считаются леваками, его позиция довольно экзотична.
Во-вторых, Земмур отличается от своих коллег тем, что никогда не сдается. Он всегда говорит, что думает, никогда не боится своих собеседников или политической некорректности. Он не стесняется утверждать, что рэп-музыка — «искусство второго сорта», что большинство наркоторговцев во Франции — африканцы или арабы, что носить кипу на улице — это «как религиозное селфи, вульгарность современного нарциссизма», а холокост стал новой религией (правда, нужно отметить, что Земмур сам еврей и потому ему это сходит с рук).
Наконец, следует подчеркнуть, что Земмур — «старомодный» журналист: он один из самых знающих французов нашего времени, он привык подкреплять свои слова и идеи фактами, у него элегантное перо.
В 2014 году свет увидела его книга «Самоубийство по-французски». С той поры судебные процессы против Земмура за оскорбление и подстрекательство к ненависти только множились. С одного из телеканалов его уволили, а бывшие коллеги сожалели, что ему так долго предоставлялось слово. Короче говоря, Земмура окончательно определили в «реакционеры», «пораженцы» и, очевидно, в «расисты». Несмотря на эту кампанию преследования, книги Эрика Земмур были и всегда будут интересными и успешными, а публичные выступления неизменно собирают рекордную аудиторию благодаря его откровенности и ораторскому таланту.
В «Самоубийстве по-французски» Земмур описывает, как элиты последние сорок лет постепенно разрушали потенциал Франции. Как страна деградировала во всех сферах экономики и политики. Он рисует портрет политического и культурного класса, который родился в мае 1968-го и подорвал народный суверенитет в экономической, социальной, культурной, семейной жизни. В отличие от Мишеля Онфре, который философски рассматривает закат Запада как естественное явление, Земмур, как журналист и историк, считает, что этот процесс связан с саботажем французского общества. Сорок лет, сорок глав, в каждой из которых он развивает конкретную тему и конкретный факт, чтобы показать, как изменилась Франция: как «свобода обернулась аномией, равенство — эгалитаризмом, а братство стало войной всех против всех».
Можно жалеть о том, что Земмур не устанавливает иерархию между всеми проблемами, которые он описывает, и на самом деле не идентифицирует причину, происхождение этих дрейфов. Мы заканчиваем чтение подавленными, так как вся книга смотрится списком катастроф, и усталыми — из-за одержимости Земмура проблемами иммиграции и ислама, которые слишком быстро отправляют на второе или даже третье место неравенство и «классовый вопрос». Поэтому трудно согласиться с ним в том, что между исламом и исламизмом не