Россия заново обретает свой героический пантеон. Минувшие четверть века нам тщательно внушали, что русские герои не такие и не те, боролись не за то и не так. Двадцать восемь панфиловцев выдумали журналисты, Сусанин работал на поляков, воины-афганцы истребляли коренной народ, а русский солдат в Чечне насиловал и грабил. Времена меняются. Последние слова майора Романа Филиппова, летчика подбитого штурмовика Су-25, который подорвал себя в окружении боевиков в Сирии: «Это вам за пацанов» — в мгновение ока стала мемом. Она вряд ли найдет вечную жизнь, как «Отступать некуда, позади Москва», но станет ярчайшей эпитафией новому герою страны. И Филиппов в этом современном пантеоне не первый. Вспоминается ставшая летучей фраза «Работайте, братья», с которой умирал от рук боевиков дагестанский полицейский Магомед Нурбагандов… И братья работают.
За что сражался и погиб майор Филиппов в далекой Сирии, если осенью было объявлено о завершении российской операции, победе над ИГ (запрещенной в России организации «Исламское государство», «черные»), а войска в очередной раз отправлены домой?
Москва действительно закончила активную фазу войны с терроризмом на территории союзника, хотя боевики Халифата еще не добиты. Но сразу после начала миротворческую миссию, задачей которой является восстановление суверенитета и целостности Сирии, а также примирение гражданского общества страны. Эти обязательства мы взяли на себя вместе с союзниками не только из соображений прекраснодушной гуманности, но и преследуя холодный расчет: намерение показать экспортный пример урегулирования тяжелейшего военного конфликта (с гражданской войной и внешней интервенцией), а также закрепиться в регионе, дабы получить определенные экономические выгоды. Над этой задачей работают русские дипломаты и военные. Но поскольку активная фаза войны далека от завершения, силовой ресурс все еще важнее переговорного, а любые дипломатические победы будут следовать за победами военными.
Какие шаги требуется пройти в ближайшие месяцы? Главная задача — обретение суверенитета и восстановление контроля за границей. Несмотря на большое количество внешних и внутренних игроков, которые по-прежнему терзают несчастное государство, фактически со всеми сегодня можно договориться. Их ресурс был подавлен силовым методом в прошлом либо может быть подавлен в перспективе. Прежде всего это касается курдов, которые при поддержке американцев вышли далеко за пределы своих племенных земель. До недавнего времени выделялись две силы, которые не желали идти на компромисс: Халифат, который кормился с территории налогами и контрабандой нефти, и американцы, преследующие одну цель — закрепиться в Сирии под маской миротворцев, для чего необходимо как можно дольше разжигать войну, раз задумка с плохим Башаром Асадом провалилась. «Черных» союзники разбили. Новая стратегия нацелена на выдавливание звездно-полосатых оккупантов.
Второй шаг на пути к миру — перезапуск экономики и поиск источников наполнения бюджета. По оценкам МВФ, только на