Саммит глав государств Центральной Азии, первый за полтора десятка лет, стал бенефисом президента Узбекистана Шавката Мирзиёева — именно благодаря его усилиям соседи преодолели взаимные претензии и недоверие и в середине февраля собрались в Астане. Большинство среднеазиатских государств (за исключением Туркмении) входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Но в этих организациях тон задают Китай и Россия с интересами, выходящими далеко за пределы региона. А Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану необходимо срочно решать проблемы наркотрафика, нарастающего исламского экстремизма и международного терроризма, демаркации границ, распределения остродефицитных водных ресурсов, избытка трудовых ресурсов.
Мирзиёев сумел в кратчайшие сроки наладить отношения с соседними государствами, казалось, необратимо испорченные его предшественником Исламом Каримовым. Первый президент Узбекистана, правивший страной четверть века, скончался в начале сентября 2016 года и оставил преемнику непростое наследство. Каримов не скрывал своего крайне негативного отношения к Борису Ельцину, которого публично именовал «старым алкоголиком», жестко отзывался о многих его действиях. А Россию в целом клял за «имперскую политику» и «оставшуюся идеологию старшего брата». Каримов категорически противился всем интеграционным инициативам. Был причастен к созданию ОДКБ, но дважды приостанавливал членство в этой организации. Категорически отвергал возможность присоединения к ЕАЭС. Единственное межгосударственное объединение, куда удалось втянуть каримовский Узбекистан (причем не России, а Китаю) — ШОС.
Шавкат Мирзиёев взял вектор на улучшение добрососедских отношений, с Россией в том числе. Одновременно новый президент за год правления успел провести знаковые «перестроечные» реформы в самом Узбекистане, которые со стороны очень напоминают преобразования Михаила Горбачева. Это вызывает опасения: не повторит ли Мирзиёев позднесоветских ошибок?
Оттепель Мирзиёева
Реформаторские инициативы Шавката Мирзиёева наблюдатели охарактеризовали, как либерализацию, перестройку, оттепель. Правда, о системности нововведений пока говорить не приходится. Но цель ясна: идет поиск подходящей модели капитализма. Идти по пути шоковой терапии в Узбекистане не рискуют, стремясь сохранить относительную стабильность в бедной густонаселенной стране с взрывоопасным, преимущественно безработным молодым населением.
Предпринимателям разрешили оставлять у себя валютную выручку. Сняли ограничения на использование транспорта. Началось сокращение хлопковых посевов. Освободившиеся земли отдаются под продовольственные культуры. Крупный и средний бизнес, используя открывшуюся возможность, спешно скупает огромные площади под посевные. Правда, земля продается не во владение, а в пользование, но с возможностью передачи по наследству. И отбирается в случаях, если надел не засеян.
Очевидно, после того