Абсолютная предсказуемость результатов голосования сделала выборы технической процедурой продления полномочий президента Ильхама Алиева: 86% избирателей проголосовали за прежнего президента республики. Ближайший к победителю конкурент набрал чуть больше трех процентов голосов. При такой разнице в итогах голосования забавными кажутся объяснения алиевских оппонентов, что причиной их поражения стала досрочность президентских выборов. Мол, оппозиции не дали времени на подготовку к избирательной кампании.
Официальная версия переноса президентских выборов с октября на апрель 2018 года — торжества по случаю столетия Азербайджанской демократической республики (АДР). АДР была провозглашена 28 мая 1918 года. Но праздничные мероприятия расписаны практически до конца года.
Есть и вторая причина переноса выборов. Президент Азербайджанской республики теперь избирается сроком на семь лет, то есть в данном случае — до 2025 года. Если бы выборы проводились в октябре 2025-го, то они совпали бы с конституционно определенной датой выборов в парламент. В Азербайджане решили развести эти выборы хотя бы на полгода.
Впрочем, есть и другие аргументы в пользу переноса выборов, о которых умалчивают.
Причина первая. В марте был переизбран президент России. А в апреле-мае 2018-го завершится преобразование Армении из президентской республики в парламентскую. В Баку решили синхронизировать политические процессы с двумя основными партнерами по переговорам о Карабахе во избежание обвинений в затягивании процесса мирного урегулирования конфликта.
И вторая причина. Специалисты предсказывают третью за последние три года девальвацию национальной валюты Азербайджана. Сохранение стабильного курса маната к доллару обходится слишком дорого. Чтоб сбить спрос на доллары, центробанк республики ограничил манатную денежную массу, предельно усложнив для коммерческих банков возможности заимствования ресурсов для кредитования экономики. И если уж надо подержать на голодном пайке бизнес, то это лучше делать после выборов, а не до них.
Аппаратно-клановые битвы
За период завершившейся каденции Ильхам Гейдарович Алиев провел или начал несколько значимых проектов. Самый простой — пролонгация срока полномочий президента с пяти до семи лет. Одновременно был учрежден пост вице-президента, который ожидаемо заместила супруга Алиева Мехрибан Алиева-Пашаева. Это вице-президентство не столько конституционное, сколько аппаратно-клановое событие. Красавица Мехрибан снискала авторитет в республике не только удачным, можно сказать династическим, замужеством, но и реальной работой в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО и главы Фонда Гейдара Алиева, финансирующего гуманитарные и благотворительные проекты. Но кроме всего этого Мехрибан — «фронтмен» обширнейшего и влиятельнейшего аристократического азербайджанского клана Пашаевых, где чуть ли не каждый второй — еще советский доктор наук, а каждый третий — крупный постсоветский предприниматель. Пашаевы занимают высокие посты в правительстве и академическом сообществе,