Президент Дональд Трамп по праву считается могильщиком современных международных отношений. Хозяин Белого дома своими руками уничтожает не только иранскую ядерную сделку, которая была фундаментом модус вивенди между Тегераном и Западом. Разрушение сделки неприятно, но не смертельно: прямой войны между США и Исламской Республикой Иран (ИРИ) все равно не будет, а войны на периферии уже идут сейчас, без всяких разрывов. Но в лице ядерной сделки Трамп уничтожает инструмент мирного решения проблемы нераспространения, который (в случае успешного тестирования на Иране) можно было бы применить в отношении всех стран, подозреваемых международным сообществом в стремлении обладать ядерной бомбой.
Однако отчаиваться пока рано. Мир (во всех значениях этого слова) еще можно спасти. Правда, России (которая традиционно исполняет роль этого спасителя вот уже несколько веков) не стоит закатывать рукава и подходить к снаряду. Спасение иранской ядерной сделки сейчас зависит от Евросоюза.
Это мой интерес
Своим выходом из ядерной сделки с Тегераном Трамп, конечно, бросил вызов всем, в том числе своим союзникам. Он показал, что их интересы ему неинтересны.
Уникальность этого выхода в том, что у него не было никаких легальных или хотя бы приличных оснований. Свою часть сделки Тегеран соблюдал в полном объеме, о чем неоднократно сообщал МАГАТЭ — единственный орган, имевший право на подобную оценку. Израильтяне, конечно, попытались подарить Трампу некие доказательства иранских нарушений, однако вся информация из обозначенного премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху архива касалась иранских действий до заключения сделки.
Однако Трампу эти доказательства и не были нужны — достаточно было того, что сделка являлась «глубоко ущербной» и «не соответствовала национальным интересам». В понимании Трампа, конечно. Если интересы США, в видении администрации Барака Обамы, состояли в поиске модус вивенди с иранцами и недопущении распространения ядерного оружия, то цель нынешнего хозяина Белого дома — сдерживание иранской экспансии на Ближнем Востоке и восстановление баланса сил, в том числе между Ираном и Саудовской Аравией. Зачем этот баланс сил Трампу — вопрос дискуссионный. Либо для того, чтобы сократить свое военное присутствие в регионе (как он обещал в ходе предвыборной кампании), либо, наоборот, для восстановления американского контроля за мировой бензоколонкой (чего хотят американские неоконы). В любом случае для этого надо вернуть влияние Ирана в его государственные границы путем оказания на Исламскую Республику полномасштабного военно-политического давления. А для оказания этого давления нужно вернуть режим санкций, хотя бы односторонних американских. Для чего, в свою очередь, нужно разрушить иранскую ядерную сделку.
Поэтому Трамп провернул нехитрую комбинацию. Он заявил, что в сделке не хватает целого ряда беспокоящих Америку пунктов — например, об ограничении Ираном своей ядерной программы, о максимально расширенных проверках или о перманентных (а не временных) ог