Вокруг приобретения Анкарой американских истребителей F-35 разрастается крупный скандал. Сенат США принял свой вариант проекта военного бюджета на 2019 год, в котором содержится прямой запрет на передачу Турции этих самолетов. Более того, главе Пентагона Джеймсу Мэттису поручено исключить Турцию из состава партнеров программы производства F-35. «Безрассудное поведение турецких властей привело к тому, что стратегические решения этой страны, к сожалению, все больше и больше не соответствуют требованиям США, а иногда и прямо им противоречат. Это делает передачу чувствительных военных технологий крайне рискованной», — заявил сенатор-республиканец Джеймс Лэнкфорд. А помощник госсекретаря Уэсс Митчелл прямо предупредил, что если Турция все-таки купит российские системы ПВО С-400, то Вашингтон неминуемо введет против нее санкции в соответствии с законом «О противодействии врагам Америки».
Истерика американцев объясняется просто. Если Турция все-таки получит F-35 и С-400, она станет единственной в мире страной, обладающей опытом противодействия сразу двум новейшим системам вооружений. Местные военные смогут создать точный радиолокационный портрет американского истребителя. Для этого достаточно поднять его в воздух и включить в боевой режим С-400. Облучив F-35 радаром на различных дистанциях и под разными углами, операторы очень быстро научатся отсеивать помехи и распознавать в слабенькой метке на радаре новый американский самолет. А значит, и точно выдавать на него целеуказание. И вот тут станет ясно, что F-35 отнюдь не так хорош, как говорят американцы. В Lockheed Martin любят хвастаться, что их детище отражается на радаре «как мячик для гольфа», а его эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) не превышает 0,0001 кв. м. Но если такой показатель и достигнут, то только при лобовом воздействии радара другого такого же самолета на одинаковой высоте. А вот на других режимах ЭПР F-35 больше как минимум на два порядка. Эта информация вполне может стать препятствием для экспорта F-35 в такие пока еще не определившиеся страны, как Германия, Индия или Бельгия.
Но есть и еще один важный момент — позиция Израиля. Эта страна считает Турцию одним из главных своих потенциальных противников. Конечно, не таким опасным, как Иран, зато намного «менее предсказуемым». Здесь уместно вспомнить попытку Анкары прорвать блокаду Газы в 2010 году. Тогда по указанию турецких властей к побережью Палестины отправился караван из шести судов, названный «Флотилией свободы». Все они были перехвачены израильскими ВМС, при этом в столкновениях погибло восемь граждан Турции. Поэтому Тель-Авив всегда будет стремиться предотвратить рост военного потенциала Анкары. Если сейчас Турция перед Израилем фактически беззащитна, то с появлением у нее F-35 и С-400 исход возможного военного противостояния между двумя странами уже не очевиден.
Но больше всего американцы боятся того, что турки поделятся радиолокационным портретом F-35 с нами. «Это просто сумасшествие — дать русским информацию о нашем истреб