Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Дороги ради дорог


Недоумение — основная эмоция, которую испытывают эксперты и наблюдатели относительно готовящихся правительством стратегических документов по пространственному развитию и развитию инфраструктуры. Так, слушания в Общественной палате по поводу стратегии пространственного развития (СПР), которую представляло Минэкономразвития, показали: стратегии как документа, показывающего, как и с какими целями должно меняться пространство страны, по сути, не существует. Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты РФ, в ходе слушаний заметил, что СПР обсуждается с разработчиками как минимум с марта, высказываются замечания системного характера, но документ совершенно не изменился — обоснований и расчетов целей стратегии нет, все ориентировано буквально на четыре-пять базовых отраслей вроде добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и туризма, но, например, легкая промышленность, космические технологии, транспортное машиностроение, судостроение в документе не упоминаются. А ведь развитие этих отраслей тоже будет менять промышленный, а значит, и трудовой, и социальный ландшафт России, причем принципиально. «Самое печальное — не определены цели прорывного технологического развития (их достижение может принципиально изменить возможности развития территорий), которые должны базироваться на критических технологиях двадцать первого века, использование которых должны обеспечить долгосрочные стратегические интересы государства», — добавил Юрий Росляк.

Аналогичные соображения вызывает перечень проектов, включенных в проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года (список есть в распоряжении «Эксперта») — в августе документ был внесен в правительство. Он предполагает вложение в инфраструктуру 6,8 трлн рублей в течение шести лет за счет средств бюджета, госкомпаний и частных инвестиций.

Интересно, что одновременно, тоже в конце августа, в публичном пространстве появился и план мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. Самые важные его составляющие — вливание в банковскую систему 110 трлн рублей до 2024 года и закон «О защите и поощрении капитальных вложений в РФ». Последний вводит понятие соглашения о поощрении и защите капвложений: компании-инвесторы, заключившие такое соглашение с государством, получают защиту от изменения ставок налогов и соцвзносов.

Если принять этот план во внимание, то все становится на свои места. Авторы стратегических документов держат в поле зрения ровно одну цель: нарастить инвестиции в основной капитал. А для этой цели лучше всего подходят мегапроекты, прежде всего транспортные. Это объясняет и особенности плана развития магистральной инфраструктуры, и СПР, где предложено развивать центры экономического роста и крупнейшие агломерации за счет их конкуренции друг с другом.

Пространство сжимается

«У нас две агломерации — Череповец и Вологда. Но в стратегию мы не вписываемся. В стратегии есть только крупные городские агломераци