В середине апреля президент Украины Петр Порошенко обратился с просьбой к патриарху Константинопольскому Варфоломею предоставить томос (указ главы церкви) о создании Украинской автокефальной православной церкви. Решение президента поддержала Верховная рада, несмотря на то что оно идет вразрез с конституцией страны. Согласно статье 35 основного закона Украины, «церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства». При этом в конституции не написано, что это касается только влияния церкви на государственные дела. В законе закреплен запрет на обоюдное вмешательство.
Более того, единственная каноническая, то есть признанная другими автокефальными православными церквами, украинская церковь не просила об автокефалии и уж тем более не уполномочивала госорганы принимать за нее эпохальное решение. Как часть Русской православной церкви (РПЦ) Украинская православная церковь (УПЦ) обладает полной хозяйственной и организационной самостоятельностью, в то же время имея возможность влиять на принятие решений РПЦ. И это ее вполне устраивает.
Украина — многоконфессиональная страна. С таким же успехом Порошенко мог вмешиваться в дела католиков, униатов, мусульман или иудеев. Решение об административной независимости украинских православных церковнослужителей носит сугубо политический характер.
Обратная теократия
Столь грубое вмешательство в церковные дела помимо воли самой церкви Петр Порошенко объясняет предельно откровенно: «Речь идет о нашем окончательном утверждении независимости от Москвы. Здесь не только религия, здесь геополитика. И для меня это дело утверждения независимой поместной церкви имеет такой же вес, как полученные “безвиз” и соглашение об ассоциации с Евросоюзом, как наша общая борьба за членство в Евросоюзе и членство в НАТО, которые еще впереди».
В марте 2019 года на Украине состоятся президентские выборы. За нынешнего главу государства готово проголосовать не больше восьми процентов избирателей. С такими неутешительными результатами Петр Порошенко, жаждущий остаться на второй президентский срок, не попадает даже во второй тур выборов. Соглашение об ассоциации с ЕС не привело к росту украинской экономики, а безвизовый режим, не предоставляющий права на проживание и работу в Евросоюзе, пригодился лишь немногочисленным обеспеченным украинским туристам. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, глава государства остро нуждается в политической победе.
Тем не менее, согласно соцопросам, предоставление независимости украинской церкви волнует не более четверти избирателей, поэтому даже в случае успеха предприятия немногие оценят победу властей. Несмотря на мощную пропаганду против России и всего русского, в украинском обществе отсутствует запрос на разрыв украинской церкви с РПЦ.
Но Порошенко это не сильно смущает. Он даже назвал конкретный срок обретения томоса — до 28 июля, дня 1030-летия Крещения Руси. Президент Украины проникся оптимизмом после того, как в Константинополе ему ответили, что вопрос принят к рассмотрению. Но праздник пр