В Приморье одержана серьезная внутриполитическая победа, которая может предопределить развитие партийно-политической системы на годы вперед. Девятого сентября в первом туре местных выборов мы увидели, что «Единую Россию» можно обойти на выборах, а протестное голосование перебило ресурс «крымского консенсуса». Во втором приморском туре мы удостоверились, что Кремль является абсолютным гарантом легитимности избирательного процесса, что прозрачность голосования важнее победы кандидата от партии власти даже в стратегически важном для государства регионе. Таким образом, создается мотивация для усиления конкуренции внутри системы на всех уровнях.
Важно, что приморская инъекция демократии осуществилась в самом начале нового политического цикла с прицелом на транзитный 2024 год. Появилась альтернатива предельной консолидации и разбалансировки системы власти. Причем — и это еще важнее — потенциал перезагрузки партийно-политической системы перестал концентрироваться исключительно в Кремле. Теперь он в большой степени зависит от поведения самых разных политических и экономических элитных групп. Повысилась ответственность и самого электората, который вновь становится главным источником легитимности избранной власти, региональной и федеральной. Мы наблюдаем естественный эволюционный процесс, когда искусственное упрощение, избыточная централизация экономико-хозяйственной и политической жизни страны в последние годы приводит к усложнению взаимоотношений элит, бизнеса и народа. Новая система рождается из этого усложнения тогда, когда появляются принципиальные вопросы, на которые приходится отвечать. В Приморье появились первые из них.
Шпатель и Карасик
С временно исполняющим обязанности губернатора Приморского края Андреем Тарасенко «Эксперт» пообщался еще на Восточном экономическом форуме, который недавно проходил во Владивостоке. Мы попросили его рассказать о перспективах регионального развития и о пользе форума для подшефного хозяйства. Ответы, надо сказать, удивили.
— Сегодня эффект форума получается очень хороший, то есть в кубе, — сказал Андрей Тарасенко. — Первая составляющая этого куба — мы проводим форум на территории края. Работают все магазины, все рестораны, гостиницы. Второе — самолеты прилетели. Аэропорт за три дня заработал двадцать миллионов. Еще вторая сторона куба — весь бизнес прилетел к нам, и у наших бизнесменов было право первой ночи. Это тоже хорошо. Третья сторона — это контракты, которые мы подписали. Пятьдесят четыре соглашения на тридцать восемь миллиардов. Это вот такая сторона третья, которую мы уже получили. Вот такой куб.
— А планы диверсификации экономики? Есть ли новые отрасли, которые получили импульс в развитии? — пытаемся добиться ответа.
— Конечно. К нам приплывет круизный лайнер, мы уже договорились с агентом, — серьезно отвечает Тарасенко. — Представляете, если каждый возьмет по мороженому, шесть с половиной тысяч человек и экипаж две тысячи. Представляете, какая масса людей возьмет по мороженому? Второе по диверсификации