Вторые в 2018 году выборы подарили еще одну возможность приступить к содержательному обсуждению экономической и политической жизни страны. Не столь важны актуальные цифры победы партии власти — важен акцентированный запрос на перемены, выраженный уже не в социологии или митингах, а в конкретном количестве бюллетеней, отданных против курса на статус-кво. На этот запрос больше нельзя не обращать внимания, проблема лишь в качестве реакции. То, что решения власти по итогам Единого дня голосования — 2018 будут выдержаны в консервативном ключе, почти не вызывает сомнения. Но «консервативный» не означает «консервация». Другое дело, что ставка исключительно на технологическое решение избирательных загадок может оказаться битой уже в следующем году. И вот тогда диалог о будущем страны с представителями различных центров силы российского общества будет не спокойным и взвешенным, а, вероятно, истеричным и скандальным. Если неверно расшифровать сигналы избирательного цикла нынешнего года, можно опоздать с фундаментальными решениями большой политической эпохи 2018–2024.
Победа или системный сбой
Диаметрально противоположные трактовки итогов ЕДГ-2018 появились сразу после разгромных побед представителей оппозиции во Владимирской области и Хабаровском крае и капитуляции назначенцев Москвы в Приморье и Хакасии. Эти скандальные истории оттенили тот факт, что согласованные в Кремле кандидаты смогли завоевать на прямых выборах 18 из 22 губернаторских постов, а «Единая Россия» в среднем по стране набрала около 60% голосов, взяла почти все заксобрания и городские думы. И это еще надо учесть, что голосования проходили в исторически сложных для партии власти регионах. А население испытывало серьезный стресс на фоне разговоров о пенсионной реформе. Но две трети голосов все равно ушли единороссам.
Чем похожи истории четырех регионов со вторыми турами? Везде были проведены слабые избирательные кампании, неверно оценены риски. Трое из четырех руководителей давно сидели в креслах, имели высокий антирейтинг, вносились в списки на отставку, но сохранили шансы благодаря покровительству тех или иных элитных групп и корпораций. Ни один не принадлежал к категории технократов, которых пестует администрация президента в последние годы. Везде был скрытый конфликт внутри региональных элит, которые серьезно вложились в победу оппозиции. Сочетание этих факторов вкупе с народным недовольством затяжной стагнацией привело к сенсациям. Достаточно ли было серьезно отнестись к рискам, чтобы предотвратить поражения власти?
«Фактор пенсионной реформы стал определяющим для голосования, в четырех регионах на губернаторских выборах сыграл еще и дополнительный фактор недовольства действующими руководителями. Но при этом там, где региональные отделения ЕР не совершали технологических ошибок, этот фактор был учтен, и партия показала достойные результаты. Реакция власти на исправление ситуации может заключаться как в повышении внимания к социальной конфликтологии и тщательному мониторингу социа