Бразилия выбрала мессию, призванного направить страну на путь спасения. Мессия — второе имя Жаира Болсонару, который стал президентом на выборах 28 октября. И он пока не очень понимает, как и от кого надо спасать свою страну. Конечно, в первую очередь нужно «восстановить правопорядок». При этом у капитана запаса и бывшего десантника свое понимание слова «порядок»: чтобы справиться с преступностью, Болсонару предлагает чаще убивать преступников, хотя только за 2016 год полиция Бразилии убила более четырех тысяч человек. А еще новоявленный бразильский мессия выступает за сокращение возраста уголовной ответственности с 18 до 16 лет и за либерализацию ношения оружия.
До коррупционного скандала «Лава Жато», дискредитировавшего практически всю политическую элиту Бразилии, Болсонару был незаметным конгрессменом с сомнительной репутацией. Большую часть своей карьеры он прыгал из одной крошечной партии в другую. Болсонару признает, что слабо разбирается в экономике и не отличается либеральными взглядами. Да и за языком не следит. К примеру, в 2014 году он сказал коллеге-депутату Марии до Росарио, что не изнасилует ее, потому что та «страшная и этого не заслуживает». А тремя годами ранее заявил, что «предпочел бы, чтобы сын погиб в результате несчастного случая, чем стал геем». Но ни воинственная социальная риторика, ни скандальные заявления не помешали Болсонару стать президентом.
Коррупционные скандалы, рост преступности, проблемы в экономике — вот то наследство, которое досталось новому лидеру от прошлого руководства и которое вознесло его на политический олимп. Несмотря на недавнее возобновление экономического роста, уровень безработицы в Бразилии по-прежнему высок — 12,4%. Растет и уровень бедности, что в совокупности усиливает криминогенный фон. Но главной чумой бразильского общества является коррупция. В настоящее время ведется расследование в отношении десятков политиков, и то, что Жаир Болсонару не в их числе, уже делает его особенным в глазах бразильцев.
Легкий флирт с авторитаризмом
«Мы не можем продолжать флиртовать с социализмом, коммунизмом, популизмом и левым экстремизмом», — заявил президент. Учитывая, что сам он типичный правый популист, нападки на «своих» кажутся весьма комичными. Болсонару вообще больше рассуждает о том, против чего он выступает, нежели о том, что собирается делать со страной. Особенно это касается внешней политики. Пока с уверенностью можно говорить лишь о его желании ограничить китайские инвестиции и сблизиться с американским президентом Дональдом Трампом.
Во внутренней политике Болсонару придерживается экономического либерализма. Его главным экономическим советником и будущим министром финансов станет прорыночный экономист Пауло Гудес, получивший образование в Чикагском университете. Он выступает за сокращение бюджетного дефицита, реформирование и упрощение налогов, обновление пенсионной системы, а также за приватизацию всех государственных предприятий Бразилии. И Болсонару его в этом поддерживает.
Все это, конечно