Прошедший в Папуа — Новой Гвинее саммит АТЭС закончился небольшой сенсацией. «Обычно этот саммит важен лишь возможностью для кучки лидеров стран, выходящих на Тихий Океан, сфотографироваться друг с другом. Однако 18 ноября, впервые за 29-летнюю историю, группа не смогла согласовать итоговое коммюнике», — пишет Financial Times. Причиной провала стали американо-китайские торговые разногласия, которые вылились на саммите в открытый обмен обвинениями между лидером КНР Си Цзиньпином и вице-президентом США Майком Пенсом. Спор, который стал самым горячим за весь период нахождения у власти администрации Дональда Трампа. Американец обвинял китайцев в жульничестве, в нечестной конкуренции, нарушении интеллектуальных прав, а китайский лидер указывал на протекционистскую политику Вашингтона и принцип «Америка превыше всего», которая вносит беспорядок в международную торговлю. «Односторонние действия и протекционизм подрывают мировой экономический рост», — говорил Председатель Си, и пояснял, что миру теперь нужно выбирать «между взаимной выгодой и игрой с нулевой суммой». Причем пороху добавлял тот факт, что спор был заочным — лидеры зачастую просто не присутствовали на выступлениях друг друга. С другой стороны, может, оно и к лучшему: США и Китай в сейчас не смогут договориться по торговым вопросам, поскольку причины их конфликта выходят далеко за пределы экспортно-импортных операций.
Китайские выскочки
Американо-китайская торговая война является, по сути, одним из важных элементов слома текущего политико-экономического миропорядка. На первый взгляд процесс этот не новый, и повторялся он в рамках любой системы международных отношений в истории в тот момент, когда основы системы (то есть существовавший на момент ее создания баланс сил и прописанный этими силами свод правил) претерпевали со временем изменения. Например, когда резко возрастала мощь сил, не включенных в баланс (гитлеровская Германия или Советский Союз, которые были выброшены из версальско-вашингтонской системы) или же одна из второстепенных участниц баланса резко усиливалась и требовала большего, если не основного, места под солнцем (бисмарковская Пруссия, которой стало тесно в Венской системе). Пользуясь ослаблением основных игроков системы и (или) разногласиями внутри них, «выскочки» ломали текущие устои с намерением выстроить новые.
Однако на второй взгляд нынешняя ситуация все-таки не совсем каноническая. Да, Китай «выскочка», но в отличие от предыдущих он не пытается сломать текущую «глобализационную» систему. Скорее наоборот, Пекин ее всячески поддерживает — ведь он настолько хорошо в нее встроился, настолько эффективно использует принципы свободной торговли, что сделал их основным мотором своего экономического развития и политической экспансии. Китай становится не просто фабрикой мира — наклейки «сделано в Китае» уже впору менять на «создано в Китае», ведь непосредственно китайские высокотехнологичные товары стали завоевывать мировые рынки.
Трамп сам решил обобрать
И сейчас американцы