Основной вопрос 2019 года: удастся ли Ангеле Меркель сохранить «большую коалицию»? В любом случае канцлер сделает для этого все возможное в течение текущего легислатурного периода. В этом заинтересованы и ХСС, и СДПГ. Однако в течение 2019 года не исключены очередные конфликты внутри правительства, которые могут привести к переформатированию его партийного состава или к внеочередным выборам.
Внутриполитические тенденции
Благодаря таланту Ангелы Меркель достигать компромиссов в самых сложных ситуациях в феврале 2018 года был согласован коалиционный договор между союзом ХДС/ХСС и СДПГ. После его одобрения базисом социал-демократов (молодежное крыло было против) бундестаг по представлению федерального президента проголосовал за новое правительство. Соглашение в середине марта вступило в силу. При этом большинство христианских демократов остались недовольны существенными уступками, которые Меркель сделала своим партнерам по партийному блоку (миграционные квоты) и социал-демократам (посты министров иностранных дел и финансов). В течение года возник ряд конфликтных ситуаций, которые могли привести к развалу «большой коалиции». В конце мая — начале июля был представлен Генеральный план по миграции. Канцлер выразила принципиальное несогласие с пунктом 27, содержащим положение о немедленной высылке лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца в другой стране ЕС и пытающихся пересечь границу с Германией. С ее точки зрения, это противоречило фундаментальным европейским ценностям и интересам стран-партнеров, принимающих у себя основной поток нелегалов. После долгих дебатов коалиционные партнеры достигли компромисса.
Оппозиционные партии воспользовались разладом между коалиционным партнерами. Продолжая персональную критику Меркель за ее ошибки в миграционной политике, допущенные в 2015 году, свободные демократы выразили готовность вернуться к обсуждению возможной «ямайской коалиции» (ХДС/ХСС, СвДП, «Зеленые») при условии, что она будет без нынешней федеральной канцлерин. «Зеленые» против такого варианта развития событий возражать не стали.
В течение года рейтинг народных партий постоянно снижался (особенно СДПГ). Среди прочего это выразилось в минимальных показателях голосов, полученных ими на выборах в Баварии и Гессене в октябре. Тем временем рейтинг малых партий, в первую очередь «Альтернативы для Германии», напротив, рос, как на федеральном, так и региональном уровне. АдГ теперь представлена во всех земельных парламентах. Партия пытается стать «рукопожатной», нередко выступая с консервативными инициативами в ландтагах и бундестаге, которые «вынужденно» поддерживают другие фракции.
Кризис народных партий — союза ХДС/ХСС и СДПГ — продолжится. Их руководство по-прежнему будет находиться в поиске новых идейных установок, будут активизироваться внутрипартийные дискуссии. Важная роль в этом принадлежит молодежным организациям партий. Особенно критически настроены молодые социал-демократы. Завоевать прежнее доверие электората возможно только чере