В том СССР, который стремительно летел к своему концу тридцать лет назад и в котором от небывалых перемен ждали невероятных прорывов, вероятно, удивились бы, прочтя послание Владимира Путина Федеральному собранию 2019 года. Мы решаем проблемы бедности, хотя надеялись жить богато, «как на Западе», отношения с которым, в свою очередь, напоминают самые конфликтные периоды недавней истории. Возможно, все дело в исторической цикличности, которая, однако, не должна превратиться в дурную бесконечность. Если пути к этому в послании и намечены, то только пунктиром. Впрочем, это искупается скрупулезностью подхода в большинстве заявленных инициатив.
Социальный акцент
Выраженный социальный акцент послания многими комментаторами был расценен как электоральный реверанс, попытку Путина подправить рейтинг, заметно просевший по результатам проведенного «блицкрига» с повышением пенсионного возраста и продолжающимся шестой год подряд сжатием реальных доходов населения. Однако, как нам кажется, мотивировка президента вряд ли была такой плоской. Возможно, речь идет если не о стремлении развернуть тренд на сворачивание социального государства в стране, то хотя бы о том, чтобы притормозить процесс, ставший особенно выраженным в прошлую путинскую каденцию. И уже начавший вызывать недоумение, поскольку мы помним другого Путина. Того, который, будучи премьером, в 2009 году, в разгар экономического кризиса и на фоне огромного падения государственных доходов, заставил не кого-то, а министра финансов Кудрина, не замеченного в любви к расходной части бюджета, провести программу резкого роста расходов социального характера, прежде всего пенсий, намеченную еще в предыдущем, благополучнейшем году. В результате реальные доходы населения в кризис 2009 года показали небольшой рост (и это на фоне почти восьмипроцентного падения ВВП!). Для сравнения: при существенно менее глубоком общеэкономическом кризисе 2015 года спад реальных доходов продолжается уже шестой год подряд и превысил 12%.
Ассигнования федерального бюджета на социальную политику, здравоохранение и образование после 2012 года сократились и в структуре расходов, и как доли ВВП, а форсированная попытка перебросить часть расходов по социалке на региональные бюджеты имела лишь ограниченный успех, и то лишь ценой значительного роста долговой нагрузки субъектов федерации. В этом контексте национальные проекты, нацеленные на модернизацию человеческого капитала («Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Культура»), можно рассматривать как попытку отдать долги населению.
Дополнительные меры прямого действия, перечисленные Путиным в послании, нацелены в самые болевые точки. Меры по поддержке семей с двумя детьми и более ориентированы не только на поддержку рождаемости, но и на снижение риска бедности. Как показывают расчеты Института социальной политики НИУ ВШЭ, нагрузка детьми после 2007 года резко увеличивает свою значимость, а с 2011 года выходит на первое место среди факторов, определяющих доходное неравенство домох