Израильский премьер Биньямин Нетаньяху внезапно посетил Москву с рабочим визитом — вторым за неполные полтора месяца. На встрече с Владимиром Путиным поднимались «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, включая контакты по военной линии, а также ситуация в ближневосточном регионе». Скорее всего, стороны восполняют конфликтную паузу в отношениях, возникшую после катастрофы с российским самолетом Ил-20. Россия продолжает считать, что израильские ВВС подставили русских летчиков. В Тель-Авиве настаивают на непреднамеренных действиях пилотов. Обстановка на Ближнем Востоке неизменно балансирует на грани войны и новых социальных взрывов, а потому переговоры с региональными державами, прежде всего по военной части, — необходимая часть работы. Израиль остается ведущей региональной державой, а Россия по-прежнему конструирует каркас долгосрочного присутствия на Ближнем Востоке. Вот и встретились.
У многоопытного Нетаньяху, впрочем, есть и внутренняя политическая повестка. На носу, 9 апреля, досрочные выборы в кнессет, а премьер столкнулся с обвинениями в коррупции, коалиционным расколом, усталостью избирателей, да и внутри его собственной партии молодые претенденты точат ножи и мечтают завладеть наследством Биби, как ласково называют премьера в местных СМИ. У израильтян намечается непростой выбор между не запятнавшей себя в скандалах молодежью и эффективным опытным лидером мирового уровня. В этой борьбе Нетаньяху прежде всего демонстрирует свои близкие отношения с Дональдом Трампом, от которого израильтяне в восторге. Но теплое рукопожатие с победителем сирийской кампании Владимиром Путиным тоже дорогого стоит в борьбе за электорат.
Трещины в щите правящей коалиции
Очередные выборы в кнессет ожидались в ноябре 2019 года, но правящая правая коалиция во главе с партией «Ликуд» премьера Нетаньяху развалилась раньше. Сначала возникли разногласия в палестинском вопросе. Политики поспорили, как реагировать на очередное обострение в Секторе Газа осенью минувшего года. Тогдашний министр обороны Авигдор Либерман ратовал за жесткий отпор ХАМАСу, его оппоненты предпочли сгладить углы и пойти на перемирие. Либерман подал в отставку и вместе со своей партией «Наш дом Израиль» (НДИ) перешел в оппозицию. Разногласия по палестинскому вопросу оставили правящей коалиции всего 61 мандат из 120. Все еще большинство, но уже не такое уверенное.
Вместе с Либерманом в знак партийной солидарности правительство покинула Софа Ландвер, бывший министр алии и интеграции. А ранее в 2017 году пост министра здравоохранения оставил Яаков Лицман, глава партии «Яхадут ха-Тора», из протеста против железнодорожных работ в Шаббат. Нетаньяху принял весь удар на себя, возглавив сразу четыре министерства (еще и министерство иностранных дел) и оставив за собой премьерский пост.
Главный удар по правящей коалиции нанесло голосование по поправкам к закону об обязательном призыве. Они предусматривали призыв учащихся ешив (религиозных учебных заведений), которые были освобождены от военной слу