«Россия — винодельческая держава, и по количеству потребляемого вина, и по количеству выращиваемого винограда. И мы единственная винодельческая держава, у которой нет закона о винограде и вине», — говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Депутаты исправляют ситуацию: уже ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект «О развитии виноградарства и виноделия», а также вносятся изменения в действующее законодательство. Главные цели — выделить вино из всех алкогольных напитков в отдельную категорию, провести импортозамещение и поддержать развитие виноградников. «Наш законопроект направлен на либерализацию государственного регулирования отрасли: расширение мер государственной поддержки, упрощение лицензионных требований, расширение полномочий саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов, снятие запрета на розничную продажу винодельческой продукции, произведенной из собственного винограда, на тематических фестивалях и выставках», — пояснил нам один из инициаторов проекта, депутат от Крыма Константин Бахарев.
Однако некоторые участники рынка мечтают о комплексной стратегии. «Закон, как я вижу на сегодняшний день ситуацию, сырой. Я не вижу конечной цели, для чего он сделан. Мне кажется, что было бы правильно, с точки зрения государства, разработать государственную программу по развитию виноградарства и виноделия минимум на десять лет», — рассказал «Эксперту» управляющий крымским виноградарским предприятием Андрей Стоянов.
Сейчас вино, как и другая алкогольная продукция, находится в юрисдикции Федерального закона № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», принятого еще в 1995 году. Из названия очевидно, что цель закона — обезопасить население от алкоголя в целом. Виноделы же не считают свою продукцию опасной для здоровья и требуют выделить отрасль в отдельный закон, который поможет увеличить объемы производства. ФЗ-171 построен таким образом, чтобы мелких заводов не было, а были только крупные. В 2005 году в его текст были внесены поправки, появилась система ЕГАИС. Направленность этих изменений была такой, чтобы выполнять требования закона становилось сложнее и дороже, — все для того, чтобы мелкие предприятия с рынка уходили или укрупнялись. «Но это можно делать для промышленных продуктов, каким является водка. А для того, чтобы получить бутылку вина, надо виноград пять лет выращивать, то есть циклы совсем другие», — объясняет Леонид Попович.
Еще одно предложение, содержащееся в законопроекте: требование прописать на этикетке все географические точки, которые были пройдены продуктом. «У нас сегодня на бутылке может быть написано “Крым”, а в бутылке чилийский виноматериал. Именно с этой целью мы предусмотрели категории ЗГУ (защищенное географическое указание) и ЗНМП (защищенное наименование места происхождения), потому что это единственная гарантия привязки к региону и виног