Кризис в Гонконге поставил китайское правительство в патовую ситуацию. Массовые беспорядки в специальном автономном районе КНР не утихают вот уже несколько месяцев. Протест вышел из-под контроля: даже после кардинальных уступок митингующие отказываются расходиться и выдвигают всё новые, неисполнимые требования. Пекин готовит войска для подавления беспорядков, но опасается жесткой реакции мирового сообщества. Тем более что по многим признакам западные страны поддерживают протест изнутри и используют «цветные» технологии. «Ситуация дошла до кризисного состояния, вроде цветной революции. Уже парализована работа аэропорта, более 600 рейсов отменено. За кулисами можно увидеть некоторые силы Запада, они хотят устроить в Гонконге хаос, чтобы подорвать принцип “одна страна — две системы” и создать сложности для Китая», — говорит посол КНР в России Чжан Ханьхуэй.
Забыли, о чем бастовали
Волнения в Гонконге начались в конце марта 2019 года из-за принятия законопроекта, разрешающего экстрадицию подозреваемых в совершении тяжких преступлений в материковый Китай, на Тайвань и в другой особый административный район КНР — Макао. Поводом для законопроекта послужило убийство в 2017 году жителем Гонконга своей соотечественницы во время поездки на Тайвань. После возвращения подозреваемого домой тайванские власти запросили его экстрадицию, но у Гонконга не оказалось действующих процедур выдачи преступника.
В феврале 2019 года Бюро безопасности Гонконга на основе тайванского инцидента предложило внести изменения в соответствующий закон. Инициатива была поддержана администрацией Гонконга и официальным Пекином, но вызвала критику оппозиции из-за опасений, что власти КНР будут выносить решения об экстрадиции по политическим причинам, лишив город серьезной доли автономии. Позже несогласных с поправками в закон поддержал и Тайвань, недовольный тем, что его используют в качестве предлога для ужесточения контроля КНР.
На первую акцию 31 марта в Гонконге вышли всего несколько тысяч протестующих, но в начале июня события начали набирать оборот. Девятого июня на протестный марш, по данным гонконгской полиции, вышли 240 тыс. человек. Демонстранты заблокировали несколько улиц и станцию метро, но в целом акция была мирной.
Несмотря на недовольство граждан, второе чтение законопроекта было назначено на 12 июня. В этот день у здания парламента Гонконга собрались сотни манифестантов. Люди блокировали улицы возле правительственных зданий и пытались проникнуть на территорию городской ассамблеи. Местные власти классифицировали акцию как «бунт» — преступление, за которое в Гонконге можно получить до десяти лет тюрьмы. И протест действительно стал жестче: митингующие начали использовать камни, лазерные указки и коктейли Молотова, а полиция — отвечать перцовым газом, дубинками и резиновыми пулями. По всему городу перекрыли дороги, перестали работать сотни магазинов.
Пятнадцатого июня глава администрации Гонконга Кэрри Лэм объявила о бессрочном приостановлении рассмотрения законопроек