Борис Кагарлицкий вернулся в политику. Известный левый социолог и публицист баллотировался в Московскую городскую думу (МГД) по 42-му округу по спискам «Справедливой России». Неудачно. «Мы проиграли попытку мобилизовать новый прогрессивный электорат. Наши избиратели на выборы не пришли. Ни рабочий класс, ни средний класс не явились к избирательным урнам. Новое электоральное большинство сформировал удивительный блок пенсионеров и хипстеров, который на идеологическом уровне можно определить как союз сталинистов и либертарианцев, а на политическом — как бизнес-альянс КПРФ и ФБК», — подвел итог выборов кандидат.
— Борис Юльевич, последний раз мы с вами разговаривали после Единого дня голосования в 2018-м. Вы были воодушевлены и говорили о поддержке, которую встречаете в поездках по стране. Решение баллотироваться в МГД — это попытка консолидировать свой электорат?
— Действительно, в прошлом году мы увидели, что в стране наступает какое-то отрезвление, причем даже не к пропаганде, а к тем политикам, с которыми мы живем последние годы. Это не значит, что люди заняли какую-то позицию. Это значит, что люди начали более трезво смотреть на окружающую действительность. И главная проблема в том, что сознание прояснилось, а вот алгоритм действий не сформировался.
У нас возникло представление, что люди захотят выразить протест у избирательных урн. Но беда в том, что в Кремле тоже прекрасно поняли, откуда исходит угроза. Первая реакция власти была официальную оппозицию задавить. Мне казалось, что власть колеблется от авторитарного варианта к манипулятивному по отношению к разным оппозиционным силам. Только сейчас, после выборов, я понял, что это было не колебание. Они просто идут противолодочным зигзагом.
— Это как?
— Когда подводная лодка стреляет по надводному кораблю, он идет зигзагом. Не дает лечь на курс атаки. Мое ощущение, что власть воспринимает жителей страны как подводную лодку.
— Хаотично выбирая разные сценарии внутренней политики?
— Да, рандомно их меняя. Может быть, я за них додумал логику и она стихийно сложилась. Но они маневрируют, и это дезориентирует общество, население и приводит к тому, что оппозиция не складывается в политически дееспособную силу. Власть некоторые ситуации может проигрывать, но эти локальные тактические поражения менее значимы, чем та общая дезорганизация политического процесса.
— Это объясняет, например, внезапный недопуск части кандидатов на выборы в МГД.
— Их сначала пустили, потом не пустили. Причем чисто технически решение о недопуске принималось локально в каждом отдельном случае, в том числе потому, что целый ряд людей просто ушли в отпуск. Но в итоге все сложилось в кризис.
— Вас пропустили.
— Меня пропустили потому, что я был в списках «Справедливой России». Нас с Георгием Федоровым, основателем «Гражданской солидарности», поставили в виде исключения. Мы, правда, думали, что будем тараном списка, а оказались отчасти гальюнными фигурами, которыми раньше украшали нос корабля. В итоге мы оказались вынуждены каждый