Опубликована «Программа Алексея Навального», отражающая «убеждения и представления Алексея Навального о ключевых проблемах развития России». Назвать этот документ предвыборной программой нельзя, ибо г-н Навальный, по-видимому, не сможет участвовать в мартовских выборах, но публикация день в день к началу официальной избирательной кампании говорит сама за себя: авторы хотят, чтобы документ обсуждался именно как программа кандидата в президенты. Рискну предположить, однако, что ни до мартовских выборов, ни даже до конца года сколько-нибудь активные дискуссии не продлятся: долго обсуждать там нечего. В документе немало разумных констатаций и предложений, большей частью давно известных, но бумаг «за всё хорошее и против всего плохого» мы уже насмотрелись — и эта никак не из лучших.
Например, потому, что «всё хорошее», вопреки ожиданиям людей девственных, оказывается полно внутренних противоречий. Нет сомнений, каждая фраза в программе написана для того, чтобы нравиться электорату — или каким-то его частям, — и наверняка каждая кому-нибудь и нравится, да только никто не озаботился проверить наваленные в одну коробку пряники на совместимость. Поэтому предприятия, находящиеся в госсобственности, и продаются (причём даже кажется, что не разово, а континуально, каждый год) — и передаются в Пенсионный фонд для управления. Поэтому резко снижаются направляемые в ПФР суммы страховых взносов — и резко растут пенсии. Такая двусмысленность с головой захлёстывает даже любимого конька Навального, борьбу с коррупцией. Борьба продолжает быть центральным направлением программы, но та же программа сулит создание множества новых коррупциогенных направлений чиновничьей деятельности, начиная с новой «государственной структуры по борьбе с коррупцией», «нового органа по развитию конкуренции», нового «фонда по управлению госкомпаниями» и заканчивая очередными вторжениями государства в экономику — директивными (то есть свирепо регулируемыми) повышением минимальной зарплаты, снижением ставок по ипотеке и т. п. Не вчера было сказано: «Невозможно упредить / Где начёт, где вычет. / Словом, чтобы сократить, / Нужно увеличить», — теперь выясняется, что это и про коррупцию тоже.
Цифр в документе мало; поэтому те, что всё-таки есть, бросаются в глаза. Особое внимание привлекла обещанная авторами минимальная зарплата в 25 тысяч рублей: её обсуждают буквально все комментаторы. Между тем обсуждать тут решительно нечего. Перед нами всего лишь ловкий пример следования т. н. первой заповеди экономического прогнозиста: никогда не пиши на одной и той же странице, что произойдёт — и когда оно произойдёт. Если минимальная зарплата должна повышаться сейчас же или вот-вот, то предлагается катастрофа. Сегодня у половины занятых зарплаты ниже названной суммы; модальная зарплата меньше обещанной авторами в полтора раза. Декретировать резкое повышение зарплат такой массе работников означает обанкротить или увести в чёрную зону огромную долю действующих предприятий, лишить легальной занятости десятк