Маленькая Молдавия рискует стать источником больших проблем. Находящаяся на отшибе постсоветского пространства и российской сферы интересов, республика все-таки стала жертвой российско-западного противостояния и сейчас находится в режиме деструктивной внутриполитической турбулентности.
Парламент на содержании крупнейшего олигарха; парламентское большинство, у которого всего лишь 40% мандатов; погрязшее в коррупции проевропейское руководство страны; стремящаяся отказаться от национального суверенитета элита; занимающийся законотворчеством Конституционный суд — все это неприглядные особенности демократии по-молдавски. Не удивительно, что населению такая демократия не понравилась и оно избрало президентом условно пророссийского Игоря Додона, который призвал к многовекторной политике нормализации отношений с РФ и одновременного углубления сотрудничества с Евросоюзом. Позиция совершенно логичная, хотя бы потому, что из 760 млн долларов (эквивалент одной трети доходной части бюджета), которые молдавские гастарбайтеры перевели домой за первые восемь месяцев 2017 года, треть пришла из России, а треть — из ЕС.
Однако эта позиция встретила категорическое неприятие проевропейских элит страны: укравшие миллиард долларов из банковской системы в ходе так называемой аферы века и отправившие в тюрьму на девять лет назначенного стрелочника Влада Филата (бывшего премьера и исполняющего обязанности президента), эти элиты делиться полномочиями не хотят. И ЕС их в этом поддерживает — Брюсселю не нужен разворот разочаровавшейся в одновекторном проевропейском курсе Молдавии к сотрудничеству с Россией, поскольку это, возможно, отрезвит другие страны «Восточного партнерства» и разрушит миф о европейских кисельных берегах. В результате президент и парламент вошли в клинч, выхода из которого пока не видно.
Грантоеды армии не нужны
Сам кризис начался с того, что в Молдавии наконец-то появился новый министр обороны. На место отправленного еще десять месяцев назад в отставку Анатолия Шалару парламент назначил Евгения Стурзу, которому сразу же наказали вести страну в светлое трансатлантическое будущее. «Необходимы механизмы сотрудничества с международными организациями, внедрения соглашения об ассоциации с Европейским союзом, также нужно обеспечить и хорошие связи с НАТО, — обозначил премьер-министр Павел Филип перспективы работы нового министра. — В декабре в Кишиневе откроется офис НАТО. Да, Республика Молдова является нейтральной страной, но нейтралитет не означает изоляцию».
Однако пока что Молдавию ждет темное правовое настоящее — процесс проталкивания Евгения Стурзы на пост министра обороны сопровождался скандалом. Дело в том, что против его назначения выступал президент и по совместительству верховный главнокомандующий страны Игорь Додон, указывавший не столько на абсолютно пронатовский курс кандидата, сколько на его крайне низкие профессиональные качества. «Я просил профессионального военного, а правительство предлагает мне получателя грантов. Я не могу принять так